Профессиональная ассоциация экологов Украины (ПАЭУ) обратилась к Правительству с предложением предусмотреть для заключения из ОВД декларативный принцип с обязательным прохождением процедуры после войны.
Эти изменения могут быть отражены как в переходных положениях Закона, так и путем исключения заключения из ОВД из приложения 2 постановления КМУ №314, сообщает ECOBUSINESS.
Людмила Цыганок, президентка ПАЭУ, пояснила, что практика прохождения ОВД для действующих предприятий имеется, она сформирована на выполнение предписаний Госэкоинспекции.
“Все риски тщательно взвешены. Считаем такое временное решение оправданным, государственным и проукраинским", – добавила она.
Украинский бизнес нуждается в быстрых и действенных шагах для развития экономики. Кроме того, европейские стремления Украины должны быть подкреплены реальными правилами и в сфере охраны окружающей среды. Также для привлечения инвестиций должны быть четкие, гарантированные государством правила.
Для плановой деятельности в мирное время существует европейский инструмент оценки воздействия на окружающую среду – разрешительная процедура ОВД, включающая участие общественности. Однако это процедура мирного времени.
Вывод из ОВД это разрешение в отношении 115 видов деятельности, предусмотренных ч.2 и ч. 3 ст. 3 Закона Украины "Об оценке влияния на окружающую среду", в том числе по их изменению, переоснащению, перепрофилированию, расширению и т.д.
В критических условиях, нарушениях логистических цепей предприятия вынуждены заменять сырье, что сказывается на качественных и количественных объемах образования отходов, выбросов загрязняющих веществ, и формально является основанием для прохождения ОВД. При этом виды планируемой деятельности, указанные в Законе являются бюджетообразующими, осуществляются субъектами крупного предпринимательства.
Прохождение ОВД затянуто во времени и длится 4-6 месяцев, что недопустимо в условиях войны.
Также из-за войны, в целях безопасности, закрыт доступ общественности к Единому реестру из ОВД, а процедура должна включать в себя гласность. Согласно требованиям Закона, все этапы процедуры охвачены информированием общественности как через реестр, так и через печатные СМИ. Без доступа к реестру элемент гласности не соблюден, что является основанием для отмены заключения по ОВД.
“То есть все выводы изданные после закрытия реестра и начатые дела могут быть отменены в будущем по формальным причинам. Инвестиции в таком формате практически невозможны и специалисты это знают”, – говорится в материале.
Фактическое осуществление оценки воздействия невозможно, поскольку:
- доступ к реестрам, публичной кадастровой карты заблокирован (для подготовки отчета используется около 60 реестров публичных данных);
- в настоящее время запрещено пребывание в лесных массивах (по Методическим рекомендациям Минприроды территория исследования должна охватывать радиус 2 км от места планируемой деятельности, в которые практически всегда попадают лесопосадки и леса), что делает невозможным осуществление исследования биоразнообразия;
- любое перемещение с целью проведения натурных исследований (отбор проб грунта, вод, атмосферного воздуха) за пределами населенного пункта должно производиться по согласованию с Военными администрациями (в большинстве случаев такие согласования не предоставляются).
У субъектов хозяйствования нет возможности подготовить соответствующие отчеты.
“Фактически дерегуляция будет распространяться на субъектов, не требующих получения разрешительных документов, не влияющих на основные бюджетные поступления, не являющихся работодателями для тысяч граждан. В свою очередь, субъекты, реально влияющие на экономику, застревают в ожидании возможностей для прохождения ОВД", – объясняют в ПАЭУ.
Напомним, экологи призвали Минприроды не блокировать экономику на период военного положения.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Минприроды урегулировало вопрос процедур ОВД, которые были начаты до 24 февраля.