На личные автомобили в Киеве должно приходиться не более 10% пассажирских перевозок. На такой показатель городские власти хотят выйти уже через 10 лет. Остальных пассажиров планируют пересадить на общественный транспорт, электромобили и велосипеды.
Желаемое соотношение транспортных средств отражено в "Экологической стратегии Киева к 2030 году". Ее депутаты Киевсовета приняли 20 декабря.
ЭкоПолитика проанализировала транспортный аспект этого документа.
Именно на транспорт приходится 85% загрязнения атмосферного воздуха в Киеве. 70% транспортных выбросов дает личный автотранспорт. Сейчас его удельная доля гораздо больше желаемых 10%. В Киеве официально зарегистрировано 1,2 млн автомобилей. На 2-3 жителя столицы приходится один автомобиль. К 2025 году, по прогнозам, количество автомобилей должно вырасти еще на 60%.
Что планируют сделать в Киеве, чтобы за оставшиеся 5 лет затолкать этот железный поток в те 10%?
Разгрузить город от транзита
Сегодня 40% авто, проезжающих по дорогам Киева – транзитные. Так что существенно снизить нагрузку на экологию и инфраструктуру столицы можно, пустив их в обход города. Это станет возможным после завершения строительства Большой кольцевой дороги. Буквально на днях, 17 декабря, открыли проезд по ее новому участку – от улицы Семьи Кульженко до улицы Богатырской.
Срок завершения строительства Большой кольцевой дороги не раз переносили. По нынешним планам ее должны сдать в 2025 году.
Качественно и количественно обновить общественный транспорт
Он должен стать более комфортным, чтобы привлечь киевлян, и более экологичным, чтобы по минимуму загрязнять воздух столицы. Если говорить об автобусах с двигателями внутреннего сгорания, то здесь можно перейти на использование газа в качестве горючего – природного, а в перспективе - биометана или водорода. Это европейская практика, проверенная уже десятилетиями.
А к 2030 году все пассажирские перевозки должны производиться исключительно электрическим общественным транспортом. Вдобавок к метро, трамваям и троллейбусам в столице планируют активно использовать электробусы. Они не нуждаются в контактной сети, а с развитием технологий, прежде всего – аккумуляторных, становятся все более доступными. К концу следующего года Киев должен получить первые 17 электробусов. Тендер на их закупку КП "Киевпасстранс" объявило несколько месяцев назад.
Содействовать микромобильности
Проще говоря – создать условия, чтобы киевляне могли комфортно и безопасно пользоваться велосипедами, в том числе – и электрическими. Следует позаботиться о велодорожках, парковочных местах, системе проката электровелосипедов и электросамокатов. Сюда же авторы концепции добавили и зарядные станции для электромобилей. Хотя это направление – создание инфраструктуры для полноценных электрических легковушек, возможно, заслуживало бы отдельного пункта – потому что это не о велосипедах и самокатах.
Создать оптимизированную городскую среду
Город должен стать таким, чтобы большинство вопросов можно было решить в пределах пешеходной доступности. Инфраструктуру следует приблизить к месту жительства. Свою лепту здесь может внести и дальнейшее развитие дистанционных услуг. Меньше всего нагружает окружающую среду тот транспорт, которого попросту нет.
Мероприятия, направленные на то, чтобы снизить количество выбросов от транспорта в атмосферу столицы, выглядят уместными и реалистичными. Некоторые из них, такие как создание системы проката велосипедов и электросамокатов, осуществляются, по сути, автоматически в рамках бизнес-проектов. То же самое касается сектора электрических легковушек. Тут какие-то бюджетные сверхусилия, наверное, и не нужны.
Самым проблематичным выглядит механизм, который должен отправить в металлолом старые автомобили. Хотя комфортный городской транспорт – если его действительно сделают таким, вместе с дорогим горючим и возможными экологическими ограничениями вполне могут сделать так, что бензиновые автомобили на улицах столицы все-таки станут более новыми, чистыми и менее многочисленными.
Ранее ЭкоПолитика сообщала, что среди украинских регионов только Одесская область увеличила уровень вредных выбросов в атмосферу за последние 10 лет.