В ЕС согласовали общие подходы по сокращению выбросов и их влиянию shutterstock

В ЕС согласовали общие подходы по сокращению выбросов и их влиянию

Совет одобрил предложение постепенно прекратить бесплатные льготы для секторов, относящихся к CBAM с 2026 по 2035 год

29 июня Совет Европы принял свои переговорные позиции (общие подходы) относительно важных законодательных предложений пакета Fit for 55, в частности системы торговли выбросами и создания фонда социального климата.

Эти соглашения открывают путь для переговоров с Европейским парламентом, сообщает Европейский совет.

Fit for 55 позволит ЕС сократить выбросы парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года и достичь климатической нейтральности в 2050 году.

Страны-члены приняли общую позицию относительно системы торговли выбросами ЕС (EU ETS), распределения усилий между государствами-членами в секторах, не относящихся к ETS (ESR), выбросов и абсорбции от землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (LULUCF), создания фонда социального климата (SCF) и новых стандартов выбросов CO 2 для легковых автомобилей и микроавтобусов.

“Экологический и энергетический переход потребует вклада всех секторов и всех государств-членов справедливым и инклюзивным способом. Совет сейчас готов вести переговоры с Европейским парламентом по заключению пакета, тем самым став Европейский Союз как никогда в авангарде борьбы с изменением климата”, – сказала Аньес Паннье-Рунаше, министр по вопросам энергетики Франции.

Система торговли выбросами ЕС (ETS)

Это рынок углерода, основанный на системе ограничения выбросов для энергоемких отраслей и сектора производства электроэнергии.

Совет согласился сохранить общую амбицию по сокращению выбросов на 61% к 2030 году в EU ETS-секторах, предложенной Комиссия, а также на однократное снижение общего потолка выбросов на 117 миллионов квот и увеличение годового темпа сокращения ограничения на 4,2% в год ( "линейный коэффициент сокращения").

Совет одобрил предложение усилить резерв стабильности рынка (MSR) благодаря продлению после 2023 года увеличенного ежегодного потребления надбавок (24 %) и установлению порогового значения в 400 миллионов надбавок, выше которого размещаемые в резерве больше не действительны. Кроме того, согласовали запуск механизма, активирующего выход на рынок квот MSR, в случае чрезмерного роста цен, автоматическим и более реактивным.

Совет одобрил предложение постепенно прекратить бесплатные льготы для секторов, относящихся к CBAM с 2026 по 2035 год. Однако Совет принял более медленное сокращение в начале и ускоренное сокращение в конце этого периода. Поддержка декарбонизации отраслей будет возможна через Инновационный фонд. Еврокомиссию призвали контролировать влияние CBAM, в том числе на истоки углерода при экспорте, и оценить, нужны ли дополнительные меры.

Улучшено управление и прозрачность фондов

Совет сохранил увеличение его объема Фонда модернизации за счет аукциона на дополнительные 2,5% верхнего предела, увеличение доли приоритетных инвестиций до 80% и добавление новых приемлемых секторов, как было предложено Комиссией. Совет решил расширить список государств-членов, получающих выгоду от Фонда модернизации. Проекты природного газа в принципе не будут подлежать участию в Фонде. Однако Совет ввел переходную меру, позволяющую бенефициарам Фонда продолжать финансировать проекты природного газа при определенных условиях.

Также усилили положения Инновационного фонда относительно более эффективного и географически сбалансированного участия в проектах, сохраняя принцип совершенства в распределении проектов. Совет согласился уделять особое внимание декарбонизации морского сектора в рамках Инновационного фонда, а его выбросы включить в ЕС ETS.

Дополнительное переходное бесплатное распределение может быть предоставлено при определенных условиях сектору централизованного теплоснабжения в определенных странах-членах при определенных условиях, чтобы поощрять декарбонизацию этого сектора.

Поскольку страны-члены, сильно зависящие от морского транспорта, конечно, больше всего пострадают, Совет согласился перераспределить 3,5% максимальной суммы квот на аукцион между этими государствами-членами. Кроме того, общий подход учитывает географические особенности и предлагает переходные меры для малых островов, зимней навигации и поездок, связанных с обязательствами по государственной службе, а также усиливает меры по борьбе с риском утечки углерода в морском секторе.

Общий подход включает в себя выбросы, не связанные с СО2, в регламент MRV с 2024 года и вводит пункт о пересмотре для их дальнейшего включения в ЕС ETS.

Совет согласился создать новую, отдельную систему торговли выбросами для зданий и автомобильного транспорта. Она будет касаться дистрибьюторов, поставляющих топливо для потребления в строительстве и автомобильном транспорте. Начало аукциона и обязательств будет в 2028 году. Траектория сокращения выбросов и коэффициент линейного сокращения, установленный на уровне 5,15 с 2024 года и 5,43 с 2028 года, останутся предложенными Комиссией. Совет поддержал предложение выставить на аукцион дополнительные 30% объема аукциона в течение первого года запуска системы, чтобы она работала бесперебойно ("предварительная загрузка").

Совет ввел опцию для всех видов ископаемого топлива. Он ввел упрощенные требования к отчетности по мониторингу и верификации для малых поставщиков топлива.

Совет добавил временную возможность для государств-членов освобождать поставщиков от сдачи квот до декабря 2030 года, если они подлежат налогу на углерод на национальном уровне, уровень которого эквивалентен или выше, чем аукционная цена на квоты в ETS для строительства и транспортного сектора.

Совет согласился постепенно отменить свободные квоты на выбросы для авиационного сектора до 2027 года и согласовать предложение с глобальной схемой компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA). EU ETS будет применяться для внутриевропейских рейсов, а также Великобритании и Швейцарии. Совет согласился выделить 20 миллионов постепенно прекращаемых бесплатных льгот, чтобы компенсировать дополнительные расходы, связанные с использованием экологически чистого авиационного топлива (SAF). Соглашение Совета учитывает конкретные географические обстоятельства и предлагает ограниченные переходные отступления.

Социальный климатический фонд (SCF)

SCF будет основываться в период 2027-2032 годов для поддержки уязвимых домохозяйств, микропредприятий и пользователей транспорта для поддержки создания системы торговли выбросами для зданий и автомобильного транспорта.

Каждое государство-член будет представлять Комиссии "план социального климата", содержащий набор мер и инвестиций для преодоления влияния ценообразования на углерод на уязвимых граждан.

Совет согласился, что этот фонд будет частью бюджета ЕС и будет наполняться за счет внешних целевых поступлений до максимальной суммы 59 миллиардов.

Совет решил применить верхний предел в 35% оцененных общих расходов на планы социального климата к возможности стран-членов предлагать временную прямую поддержку доходов и избрал прямое управление результатами деятельности Фонда в сочетании с элементами совместного управления.

Регулировка распределения усилий

Совет согласился на сокращение выбросов парниковых газов на уровне ЕС на 40% по сравнению с 2005 годом для секторов, не охваченных ЕТС, а именно внутренний морской транспорт, сельское хозяйство, отходы и малой промышленности. Строительная отрасль и сектора дорожного транспорта будут охвачены как новой специализированной системой торговли товарами, так и регулированием распределения усилий. В настоящее время эти сектора вместе генерируют около 60% выбросов парниковых газов ЕС.

Совет согласился сохранить увеличенные национальные цели, как было предложено Комиссией. Совет согласился, что линейные траектории выбросов для каждой страны-члена будут скорректированы в 2025 году только в том случае, если это приведет к повышению годовых лимитов для соответствующего государства-члена, по соображениям предсказуемости и с учетом влияния непредвиденных событий.

В частности, общий подход увеличивает количество годовых квот на выбросы, которые могут быть переданы между государствами-членами, до 10% в период с 2021 по 2025 год и до 20% по отношению к 2026-2030 годам. Кроме того, он поддерживает предложение разделить гибкость, связанную с землепользованием, изменением землепользования и лесным хозяйством на два периода.

Изменение землепользования и лесное хозяйство (LULUCF)

Сектор землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (LULUCF) включает использование почв, деревьев, растений, биомассы и древесины.

Совет подтвердил общую цель 310 млн т CO2 эквивалента чистой абсорбции в секторе в 2030 году на уровне ЕС. Совет установил для каждой страны-члена обязательство достичь суммы чистых выбросов и абсорбции парниковых газов за весь период с 2026 по 2030 год ("бюджет на 2026-2030 годы"), который будет базироваться на траектории ориентировочных годовых значений. Совет решил сохранить распределение целей между государствами-членами, как это было предложено Комиссией.

Совет согласился повысить гибкость для поддержки государств-членов, имеющих трудности в достижении своих целей из-за факторов, не зависящих от их контроля, влияющих на сектор LULUCF, при условии, что Союз в целом достигнет своей цели к 2030 году.

В частности, Совет ввел дополнительную гибкость, связанную с последствиями изменения климата и органических почв, на основе объективных и измеряемых критериев и показателей. Для того чтобы иметь доступ к такой гибкости, соответствующие государства-члены должны предоставить Комиссии доказательства в соответствии с четко определенной методологией. Кроме того, Совет решил сохранить возможность исключения выбросов от природных нарушений в период 2026-2030 годов при условии не использования компенсации за природные нарушения в рамках гибкости.

Совет подтвердил изъятие опции банковских кредитов LULUCF между двумя периодами соответствия (2021-2025 и 2026-2030).

Совет согласился, что Комиссия предоставит отчет в течение шести месяцев после первого глобального инвентаризации в соответствии с Парижским соглашением (будет проведено в 2023 году), о включении выбросов парниковых газов, не являющихся CO2, от сельского хозяйства в сферу действия регламента и установления. целей для сектора землепользования в период после 2020 года.

Нормы производительности выбросов CO2 для автомобилей и микроавтобусов

Совет согласился повысить цели по сокращению выбросов CO2 для новых автомобилей и новых фургонов  к 2030 году до 55% вместо легковых и до 50% для фургонов. Совет также согласился ввести цель сокращения выбросов CO2 на 100% к 2035 году для новых автомобилей и микроавтобусов.

Предоставить водителям возможность заряжать свои автомобили в странах-членах будет обеспечена соответствующим просмотром развертывания инфраструктуры альтернативного топлива (AFIR).

В 2026 году Комиссия оценит прогресс относительно 100% сокращения выбросов, и необходимость пересмотра этих целей с учетом технологических разработок, в частности, относительно гибридных подключаемых технологий и важности жизнеспособного и социально справедливого перехода. до нулевых выбросов.

Совет согласился прекратить действие регуляторного механизма стимулирования для транспортных средств с нулевым и низким уровнем выбросов с 2030 года.

Напомним, эксперты рассказали о социальной составляющей зеленого перехода.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"