В ЕС согласовали общие подходы по сокращению выбросов и их влиянию shutterstock

В ЕС согласовали общие подходы по сокращению выбросов и их влиянию

Екатерина Белоусова

Совет одобрил предложение постепенно прекратить бесплатные льготы для секторов, относящихся к CBAM с 2026 по 2035 год

29 июня Совет Европы принял свои переговорные позиции (общие подходы) относительно важных законодательных предложений пакета Fit for 55, в частности системы торговли выбросами и создания фонда социального климата.

Эти соглашения открывают путь для переговоров с Европейским парламентом, сообщает Европейский совет.

Fit for 55 позволит ЕС сократить выбросы парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года и достичь климатической нейтральности в 2050 году.

Страны-члены приняли общую позицию относительно системы торговли выбросами ЕС (EU ETS), распределения усилий между государствами-членами в секторах, не относящихся к ETS (ESR), выбросов и абсорбции от землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (LULUCF), создания фонда социального климата (SCF) и новых стандартов выбросов CO 2 для легковых автомобилей и микроавтобусов.

“Экологический и энергетический переход потребует вклада всех секторов и всех государств-членов справедливым и инклюзивным способом. Совет сейчас готов вести переговоры с Европейским парламентом по заключению пакета, тем самым став Европейский Союз как никогда в авангарде борьбы с изменением климата”, – сказала Аньес Паннье-Рунаше, министр по вопросам энергетики Франции.

Система торговли выбросами ЕС (ETS)

Это рынок углерода, основанный на системе ограничения выбросов для энергоемких отраслей и сектора производства электроэнергии.

Совет согласился сохранить общую амбицию по сокращению выбросов на 61% к 2030 году в EU ETS-секторах, предложенной Комиссия, а также на однократное снижение общего потолка выбросов на 117 миллионов квот и увеличение годового темпа сокращения ограничения на 4,2% в год ( "линейный коэффициент сокращения").

Совет одобрил предложение усилить резерв стабильности рынка (MSR) благодаря продлению после 2023 года увеличенного ежегодного потребления надбавок (24 %) и установлению порогового значения в 400 миллионов надбавок, выше которого размещаемые в резерве больше не действительны. Кроме того, согласовали запуск механизма, активирующего выход на рынок квот MSR, в случае чрезмерного роста цен, автоматическим и более реактивным.

Совет одобрил предложение постепенно прекратить бесплатные льготы для секторов, относящихся к CBAM с 2026 по 2035 год. Однако Совет принял более медленное сокращение в начале и ускоренное сокращение в конце этого периода. Поддержка декарбонизации отраслей будет возможна через Инновационный фонд. Еврокомиссию призвали контролировать влияние CBAM, в том числе на истоки углерода при экспорте, и оценить, нужны ли дополнительные меры.

Улучшено управление и прозрачность фондов

Совет сохранил увеличение его объема Фонда модернизации за счет аукциона на дополнительные 2,5% верхнего предела, увеличение доли приоритетных инвестиций до 80% и добавление новых приемлемых секторов, как было предложено Комиссией. Совет решил расширить список государств-членов, получающих выгоду от Фонда модернизации. Проекты природного газа в принципе не будут подлежать участию в Фонде. Однако Совет ввел переходную меру, позволяющую бенефициарам Фонда продолжать финансировать проекты природного газа при определенных условиях.

Также усилили положения Инновационного фонда относительно более эффективного и географически сбалансированного участия в проектах, сохраняя принцип совершенства в распределении проектов. Совет согласился уделять особое внимание декарбонизации морского сектора в рамках Инновационного фонда, а его выбросы включить в ЕС ETS.

Дополнительное переходное бесплатное распределение может быть предоставлено при определенных условиях сектору централизованного теплоснабжения в определенных странах-членах при определенных условиях, чтобы поощрять декарбонизацию этого сектора.

Поскольку страны-члены, сильно зависящие от морского транспорта, конечно, больше всего пострадают, Совет согласился перераспределить 3,5% максимальной суммы квот на аукцион между этими государствами-членами. Кроме того, общий подход учитывает географические особенности и предлагает переходные меры для малых островов, зимней навигации и поездок, связанных с обязательствами по государственной службе, а также усиливает меры по борьбе с риском утечки углерода в морском секторе.

Общий подход включает в себя выбросы, не связанные с СО2, в регламент MRV с 2024 года и вводит пункт о пересмотре для их дальнейшего включения в ЕС ETS.

Совет согласился создать новую, отдельную систему торговли выбросами для зданий и автомобильного транспорта. Она будет касаться дистрибьюторов, поставляющих топливо для потребления в строительстве и автомобильном транспорте. Начало аукциона и обязательств будет в 2028 году. Траектория сокращения выбросов и коэффициент линейного сокращения, установленный на уровне 5,15 с 2024 года и 5,43 с 2028 года, останутся предложенными Комиссией. Совет поддержал предложение выставить на аукцион дополнительные 30% объема аукциона в течение первого года запуска системы, чтобы она работала бесперебойно ("предварительная загрузка").

Совет ввел опцию для всех видов ископаемого топлива. Он ввел упрощенные требования к отчетности по мониторингу и верификации для малых поставщиков топлива.

Совет добавил временную возможность для государств-членов освобождать поставщиков от сдачи квот до декабря 2030 года, если они подлежат налогу на углерод на национальном уровне, уровень которого эквивалентен или выше, чем аукционная цена на квоты в ETS для строительства и транспортного сектора.

Совет согласился постепенно отменить свободные квоты на выбросы для авиационного сектора до 2027 года и согласовать предложение с глобальной схемой компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA). EU ETS будет применяться для внутриевропейских рейсов, а также Великобритании и Швейцарии. Совет согласился выделить 20 миллионов постепенно прекращаемых бесплатных льгот, чтобы компенсировать дополнительные расходы, связанные с использованием экологически чистого авиационного топлива (SAF). Соглашение Совета учитывает конкретные географические обстоятельства и предлагает ограниченные переходные отступления.

Социальный климатический фонд (SCF)

SCF будет основываться в период 2027-2032 годов для поддержки уязвимых домохозяйств, микропредприятий и пользователей транспорта для поддержки создания системы торговли выбросами для зданий и автомобильного транспорта.

Каждое государство-член будет представлять Комиссии "план социального климата", содержащий набор мер и инвестиций для преодоления влияния ценообразования на углерод на уязвимых граждан.

Совет согласился, что этот фонд будет частью бюджета ЕС и будет наполняться за счет внешних целевых поступлений до максимальной суммы 59 миллиардов.

Совет решил применить верхний предел в 35% оцененных общих расходов на планы социального климата к возможности стран-членов предлагать временную прямую поддержку доходов и избрал прямое управление результатами деятельности Фонда в сочетании с элементами совместного управления.

Регулировка распределения усилий

Совет согласился на сокращение выбросов парниковых газов на уровне ЕС на 40% по сравнению с 2005 годом для секторов, не охваченных ЕТС, а именно внутренний морской транспорт, сельское хозяйство, отходы и малой промышленности. Строительная отрасль и сектора дорожного транспорта будут охвачены как новой специализированной системой торговли товарами, так и регулированием распределения усилий. В настоящее время эти сектора вместе генерируют около 60% выбросов парниковых газов ЕС.

Совет согласился сохранить увеличенные национальные цели, как было предложено Комиссией. Совет согласился, что линейные траектории выбросов для каждой страны-члена будут скорректированы в 2025 году только в том случае, если это приведет к повышению годовых лимитов для соответствующего государства-члена, по соображениям предсказуемости и с учетом влияния непредвиденных событий.

В частности, общий подход увеличивает количество годовых квот на выбросы, которые могут быть переданы между государствами-членами, до 10% в период с 2021 по 2025 год и до 20% по отношению к 2026-2030 годам. Кроме того, он поддерживает предложение разделить гибкость, связанную с землепользованием, изменением землепользования и лесным хозяйством на два периода.

Изменение землепользования и лесное хозяйство (LULUCF)

Сектор землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (LULUCF) включает использование почв, деревьев, растений, биомассы и древесины.

Совет подтвердил общую цель 310 млн т CO2 эквивалента чистой абсорбции в секторе в 2030 году на уровне ЕС. Совет установил для каждой страны-члена обязательство достичь суммы чистых выбросов и абсорбции парниковых газов за весь период с 2026 по 2030 год ("бюджет на 2026-2030 годы"), который будет базироваться на траектории ориентировочных годовых значений. Совет решил сохранить распределение целей между государствами-членами, как это было предложено Комиссией.

Совет согласился повысить гибкость для поддержки государств-членов, имеющих трудности в достижении своих целей из-за факторов, не зависящих от их контроля, влияющих на сектор LULUCF, при условии, что Союз в целом достигнет своей цели к 2030 году.

В частности, Совет ввел дополнительную гибкость, связанную с последствиями изменения климата и органических почв, на основе объективных и измеряемых критериев и показателей. Для того чтобы иметь доступ к такой гибкости, соответствующие государства-члены должны предоставить Комиссии доказательства в соответствии с четко определенной методологией. Кроме того, Совет решил сохранить возможность исключения выбросов от природных нарушений в период 2026-2030 годов при условии не использования компенсации за природные нарушения в рамках гибкости.

Совет подтвердил изъятие опции банковских кредитов LULUCF между двумя периодами соответствия (2021-2025 и 2026-2030).

Совет согласился, что Комиссия предоставит отчет в течение шести месяцев после первого глобального инвентаризации в соответствии с Парижским соглашением (будет проведено в 2023 году), о включении выбросов парниковых газов, не являющихся CO2, от сельского хозяйства в сферу действия регламента и установления. целей для сектора землепользования в период после 2020 года.

Нормы производительности выбросов CO2 для автомобилей и микроавтобусов

Совет согласился повысить цели по сокращению выбросов CO2 для новых автомобилей и новых фургонов  к 2030 году до 55% вместо легковых и до 50% для фургонов. Совет также согласился ввести цель сокращения выбросов CO2 на 100% к 2035 году для новых автомобилей и микроавтобусов.

Предоставить водителям возможность заряжать свои автомобили в странах-членах будет обеспечена соответствующим просмотром развертывания инфраструктуры альтернативного топлива (AFIR).

В 2026 году Комиссия оценит прогресс относительно 100% сокращения выбросов, и необходимость пересмотра этих целей с учетом технологических разработок, в частности, относительно гибридных подключаемых технологий и важности жизнеспособного и социально справедливого перехода. до нулевых выбросов.

Совет согласился прекратить действие регуляторного механизма стимулирования для транспортных средств с нулевым и низким уровнем выбросов с 2030 года.

Напомним, эксперты рассказали о социальной составляющей зеленого перехода.

Читайте также
ООН требует от правительств стран более амбициозных климатических обязательств
ООН требует от правительств стран более амбициозных климатических обязательств

Прошлый год стал самым жарким за всю историю из-за глобального потепления

Большинство поверхностных водоемов Европы загрязнены химикатами – исследование
Большинство поверхностных водоемов Европы загрязнены химикатами – исследование

Более 60% водоемов в Европе загрязнены химическими веществами

В ЕС идут ожесточенные споры о новой климатической цели
В ЕС идут ожесточенные споры о новой климатической цели

Чиновники и аналитики предлагают альтернативные цифры, которые колеблются в пределах 78-85%

МОВ: предприятия могут обязать отчитываться уже за 2024 год
МОВ: предприятия могут обязать отчитываться уже за 2024 год

Из-за введения военного положения эта отчетность до сих пор была необязательной