Депутат Европарламента Маркус Пипер, ответственный за переформатирование директивы ЕС RED II, настаивает на включении 10% целевого показателя для низкоуглеродного водорода до 2030 года как составляющую для развития рынка.
Еврокомиссия стремится увеличить производство чистого водорода в ЕС до 40 гигаватт новых электролизаторов, которые будут производить до 10 миллионов тонн возобновляемого водорода к 2030 году в основном из ветра и солнца, сообщает Euractiv.
Цель состоит в том, чтобы возобновляемые водородные технологии достигли зрелости к 2050 году, чтобы их можно было использовать в масштабах во всех отраслях, которые трудно декарбонизировать, таких как химическая промышленность и производство стали.
Ученые утверждают, что к 2030 году не удастся достичь цели 50% зеленого водорода для промышленности.
Пипер объяснил, что если количество водорода будет недостаточным в обозримом будущем, остальное будет серым водородом. Это будет означать, что целей по CO2 достичь не удастся, ведь водород, произведенный из природного газа, создает выбросы, что приводит к изменению климата.
"Вот почему я хотел бы иметь цель в 10% для низкоуглеродного водорода, чтобы он мог действовать как мост и мог выполнять наши обязательства по сокращению выбросов CO2", – сказал Пипер.
Низкоуглеродный водород может производить из двух источников:
- ископаемого газа с улавливанием и хранением углерода (CCS), чтобы убрать соответствующие выбросы CO2 ("голубой" водород);
- из электролизеров, работающих на ядерной энергии ("розовый" водород).
"Низкоуглеродное содержание означает, что ядерный водород также может засчитываться для достижения целей промышленности и транспорта. Сейчас нам нужна полная мощность для возобновляемых источников энергии, а не смягчение директивы", – заявил депутат ЕС Майкл Блосс.
Пипер опроверг утверждение, что новый рынок водорода нуждается в ядерной энергии с низким содержанием углерода. Ведь цель 10% для низкоуглеродного водорода не будет учитываться для достижения целей ЕС по возобновляемой энергии.
По его словам, две цели – низкоуглеродный водород и возобновляемые источники энергии – должны быть четко разделены.
"CCS или ядерные варианты не причисляются к цели 45% возобновляемых источников. Но это может сделать переход энергии быстрым и доступным", – сказал Пипер.
Директива по возобновляемой энергии уже содержит положение о низкоуглеродной энергии с помощью так называемого "переработанного углеродного топлива".
Основной причиной низкоуглеродной цели, пояснил Пипер, является беспокойство по поводу быстрой доступности зеленого водорода.
Члены ЕС согласились быстро расширить рынок водорода на уровне ЕС, признав, что упор следует уделять водороду из возобновляемых источников. Но есть разные безопасные и устойчивые низкоуглеродные технологии для производства водорода.
В Европарламенте депутаты согласились поддержать "низкоуглеродный" водород.
"Хотя в отчете парламента по этому поводу не было прямого упоминания о ядерной энергетике, понятно, что определение "низкоуглеродистый" также охватывает "розовый" водород из ядерной энергии", – говорится в материале.
Участники кампании осудили "низкоуглеродную" формулировку, заявляя, что она является защитным механизмом для дальнейшего использования ископаемого топлива в то время, когда ЕС пытается сократить свою зависимость от российского газа.
"В то время, когда ЕС срочно пытается уменьшить свою газовую зависимость, чтобы отключить военную машину Путина, этот шаг будет иметь совершенно противоположный эффект и, вероятно, увеличит потребность в газе", – сказал старший участник газовой кампании Global Witness Доминик Иглтон.
Напомним, президент Зеленский заявил, что агрессия РФ является аргументом, чтобы ускорить "зеленую" трансформацию Европы.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Германии представили водородный проект на 1 ГВт мощности.