Операторы газотранспортных систем (ГТС) Украины, Германии, Чехии и Словакии объявили о партнерстве для создания Центральноевропейского водородного коридора, который будет доставлять водород из Украины в Европейский Союз.
О начале проекта в четверг, 23 сентября, сообщили в сайте украинского оператора ГТС.
Его партнерами выступят EUSTREAM (оператор ГТС Словакии), NET4GAS (оператор ГТС Чехии) и OGE (ведущий оператор ГТС Германии).
"Инициатива направлена на создание водородной "магистрали" в Центральной Европе для транспортировки водорода из перспективных районов поставки водорода в Украине, которая имеет хорошие условия для производства зеленого водорода, через Словакию и Чехию в районы повышенного спроса в ЕС", — говорится в сообщении ОГСТ.
При этом водородный коридор позволит транспортировать водород из производственных предприятий также к потребителям водорода в Чешской Республике и Словакии.
Ожидается, что Германия станет ключевым регионом спроса на водород в Европе, который будет импортировать значительные объемы для обеспечения потребностей.
"Природный газ останется ключевым источником энергии и важным фактором программы по декарбонизации в ближайшие два десятилетия. Однако водород, вероятно, будет играть значительную роль до 2050 года, когда европейская экономика, как ожидается, достигнет углеродистой нейтральности. Именно поэтому мы должны начать исследования этих возможностей уже сегодня", — отметил заместитель гендиректора по развитию и трансформации оператора ГТС Павел Станчак .
Он отметил, что в настоящее время водород является перспективной технологией, которую мировая экономика только начинает внедрять. "Партнерство с соседними операторами ГТС создаст синергетический эффект для развития зеленого водорода", — уверен Станчак.
Сообщается, что водородный коридор может быть создан частично за счет перепрофилирования имеющейся газовой инфраструктуры в сочетании с целевыми инвестициями в новые специализированные водородные трубопроводы и компрессорные станции. В частности, газотранспортные системы Словакии, Чехии и Германии могут перепрофилировать для транспортировки водорода.
Это позволит обеспечить транспортировку водорода на большие расстояния по доступной цене, отметили участники проекта. Стороны изучат возможности технической реализации транспортировки до 120 гигаватт-часов водорода в сутки.
Гендиректор EUSTREAM Ростислав Нукович добавил, что словацкая "надежная система транспортировки могла бы обеспечить гибкий и очень экономически выгодный способ дальнейшей транспортировки экологически чистой энергии на рынки ЕС".
В свою очередь, управляющий директор NET4GAS Андреас Рау ожидает, что благодаря такому международному партнерству уже в следующем году будут первые результаты по проверке возможностей осуществления проекта в части мощностей и стоимости транспортировки водорода.
Наконец, гендиректор OGE Йорг Бергман отметил, что создание такого водородного коридора даст возможности доставки больших объемов водорода в промышленные центры спроса уже к 2030 году.
Напомним, что Министерство энергетики Украины присоединилось к Европейскому альянсу по чистому водороду (European Clean Hydrogen Alliance).
Ранее ЭкоПолитика решила выяснить, готова ли Украина к запуску водородной экономики. В первой части материала речь идет о состоянии мирового рынка водорода, новейших украинских разработках, стоимости такого рынка и первых водородных проектах в Украине.
Во второй части мы рассказали, есть ли возможность транспортировки водорода по имеющимся магистральным трубопроводам и каковы перспективы его добычи и хранения в нашей стране.