Перспективы водородной экономики для Украины. Часть вторая shutterstock

Перспективы водородной экономики для Украины. Часть вторая

Аркадий Поляк

Для процесса производства водорода понадобится очень много воды, а в стране уже через несколько лет прогнозируют ее дефицит

ЭкоПолитика продолжает знакомить своих читателей с перспективами развития водородной экономики в Украине. Во второй части вы узнаете: есть ли возможность транспортировки водорода по существующих магистральных трубопроводах, какие перспективы его добычи и хранения в нашей стране и готовы ли мы к запуску масштабной добычи водорода?

Первую часть материала можно прочесть по ссылке.

Что с магистральными газопроводами?

Если распределительные газовые сети у нас исследуются, на предмет транспортировки смеси водорода и природного газа, то экспериментальных работ по магистральным газопроводам пока нет.

Директор "Нафтогазбудинформатика" Леонид Униговский признает: "В целом, по сравнению с рядом европейских стран, есть отставание по изучению возможностей прокачки смеси водорода и природного газа по магистральным газопроводам. Тут нет даже начала движения. Теоретически – все хорошо, проведено изучение проблемы, даже есть техзадание, что нужно сделать в первую очередь, но практических результатов – нет".

А ведь можно ж заинтересовать Россию использовать магистральные трубопроводы Украины после 2024 года. Например, природный газ будет идти из России в Европу, а в Украине можно впрыскивать водород. Да, решение сложное, ведь технологический процесс нужно производить под большим давлением.

Консорциум украинских ученых готов проводить эксперименты с магистральными трубами, они даже подготовили соответствующее обращение в Министерство энергетики. Теперь ответ – за оператором ГТС.

Возможно, есть надежда на оператора ГТС Италии — SNAM, лидера в вопросах изучения транспорта смеси водорода и природного газа – и по магистральным и по газораспределительным сетям. В июне планируется встреча их представителей с руководством Министерства энергетики. Украина очень надеется на совместный проект.

Оборудование для производства водорода

И еще один важный вопрос. Сможет ли Украина производить оборудование для водородных технологий. Вот, к примеру, электролизеры, сможем ли мы их конструировать?

По мнению Александра Репкина: "Мы делаем все возможное, чтобы в Украине появился этот производитель. В рамках Ассоциации мы хотим присоединить немецкий концерн –Тиссен Групп. Там есть целое подразделение по реализации инноваций".

Все дело в том, что разрабатывать электролизеры небольшой мощности Украине под силу, а вот работать  с Гигаваттными мощностями мы пока не можем.

А такое оборудование необходимо! Так, "Метинвест" уже объявил о проекте в Мариуполе – там будут использовать электролизер для производства водорода в процессе выплавки стали. В проект планируют привлечь немецких специалистов.

shutterstock

Источник: shutterstock

Добыча и хранение водорода

Однако, если в технологическом плане для страны производить водород сложно, то есть еще одна надежда: водород можно добывать!

Глава Водородной Ассоциации Украины Александр Репкин позитивен в этом плане:

"У нас есть патент. Сейчас изучаем отдельные поля, скважины сделаны еще со времен СССР.  Отдельные скважины имеют в своих характеристиках до 26% содержания водорода".

И тут нужно отметить, что уже есть карта водородных месторождений. Это — нефтегазоносные поля — Сумская область, Полтавская, Западная Украина.

С ним соглашается и Униговский: "Есть оценка Института геологии, что такая возможность есть. Добывать водород в Украине возможно. Теоретически он есть в газонефтеносных полях и на подошве Черного моря. Геологи обращались в Минэнерго за государственной поддержкой, но отклика нет".

На сегодняшний день настоящая terra incognita для Украины – это хранение водорода.

Пока в мире проводят эксперименты по созданию наземных и подземных хранилищ, проверяют надежность соляных каверн, нагнетают водород в полости, где раньше был природный газ, уплотняют стенки, ищут возможности утилизации СО2 – у нас в этом плане совершенная тишина.

То есть никаких экспериментальных работ в Украине по хранению водорода не проводят.

shutterstock

Источник: shutterstock

Что дальше?

Да, водородная экономика – это, безусловно, мировой хит, но Украина пока далеко еще не в авангарде этого движения.

"Путь развития водородной экономики – это нелегкий и непростой путь! Понимаете, КПД при преобразовании электрической энергии в водород — 60-75%, т.е. мы тратим энергии больше, чем получаем. Это – затратная вещь! Мы природу не изменим!" — считает Униговский.

Добавим к этому, что для процесса производства водорода понадобится очень много воды, причем, должного качества, а в стране уже через несколько лет прогнозируют ее дефицит.

"Сказать, что я на 100% верю только в будущее водорода – такого чувства нет. Возможно, появятся и другие альтернативы. Но, водород – это реально, и другой перспективы пока что нет", — добавляет ученый.

А пока Украинская Водородная Ассоциация, вместе с партнерами подготовила Белую книгу ветроэнергетики. Досконально изучила роль оффшорных ветроэлектростанций в производстве электроэнергии и водорода.

"Но хоть бы кто-то откликнулся из госорганов на наш труд!" – сетует Репкин.

К сожалению, запрягает Украина очень долго…

Читайте также
США потратит $750 миллионов на производство зеленого водорода
США потратит $750 миллионов на производство зеленого водорода

Это поможет достичь цели уменьшения стоимости производства зеленого водорода до $1 за килограмм

Газовый гигант Германии планирует инвестировать в водородную инфраструктуру
Газовый гигант Германии планирует инвестировать в водородную инфраструктуру

Некоторые инвестиционные решения примут в 2024 году

Австралия инвестирует $92 млн в строительство мощного центра зеленого водорода
Австралия инвестирует $92 млн в строительство мощного центра зеленого водорода

Центр введут в эксплуатацию ориентировочно в середине 2028 года

США испытают водородную технологию по сокращению металлургических выбросов на 90%
США испытают водородную технологию по сокращению металлургических выбросов на 90%

Финансирование выделили в рамках масштабной программы по декарбонизации промышленности на $171 миллион