Украина получила от ЕС "единицу" за сферу охраны окружающей среды shutterstock

Украина получила от ЕС "единицу" за сферу охраны окружающей среды

Екатерина Белоусова

Украине необходимо вводить все требования и регламенты ЕС, а не заменять их собственными аналогами

В аналитическом отчете Еврокомиссии о возможности Украины выполнять условия членства в ЕС в кластере охраны окружающей среды страна получила самый низкий балл – 1 из возможных 5.

Отчет охватывал все законодательство Евросоюза, содержащееся в так называемом acquis communautaire, написала в своей колонке глава правления Ресурсно-аналитического центра "Общество и окружающая среда" Наталья Андрусевич на Европейской правде.

Отчет опирается на знания и опыт, полученные в результате многолетнего тесного сотрудничества ЕС с Украиной и ответы Украины на детальные анкеты опросника. Вопросы охраны окружающей среды и изменения климата анализируются в рамках Главы 27, вместе с вопросами энергетики, транспорта и трансъевропейских сетей объединены в так называемый Кластер 4 ""Зеленая" повестка дня и устойчивая связь".

Андрусевич подчеркнула, что такая оценка стала неожиданностью, ведь накануне министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец, и вице-премьерка по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина называли эту сферу как достигшую "значительного прогресса".

Она подчеркнула, что в отчете речь идет не только о тех 29 директивах и регламентах, которые содержатся в Приложении XXX к Соглашению об ассоциации.

“Для обретения полноправного членства в ЕС нужно имплементировать все acquis communautaire в области окружающей среды и климата. А это, как указывает сама Европейская комиссия, около 200 актов, – сказала специалистка. – Большинство этих актов никогда не рассматривались в Украине и мы даже не знаем, насколько мы приближены к ним."

Андрусевич отметила, что acquis ЕС выходят за пределы вторичного законодательства (директивы и регламенты) и касаются также и политика. В сфере окружающей среды и изменения климата это, в частности, необходимость внедрения стратегических и законодательных документов в рамках Европейского “зеленого” курса.

Она подчеркнула, что хотя Украина до полномасштабной войны заявляла о намерениях по достижению климатической нейтральности до 2060 года, до синхронизации со всеми "зелеными" политиками ЕС "еще далеко".

Отмечается, что директивы также важно правильно имплементировать.

“Нельзя пропускать части директив, придумывать собственные подходы, если этот вопрос в ЕС регулируется регламентом, нужно помнить о необходимости практической реализации, а не только законодательном приближении. Это не может быть "украинское право ЕС"”, – сказала Андрусевич.

Специалистка подчеркнула, что именно такой подход Минприроды и Верховная Рада применяют в последнее время. Так принятый законопроект №8037 "О химической безопасности и управлении химической продукцией" не полностью имплементирует соответствующий регламент ЕС. А реформа промышленного загрязнения (законопроект №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровье окружающей среды") предполагает собственные подходы и даже не пытается целостно имплементировать соответствующую директиву.

Она подчеркнула, что Украина должна воспринимать этот отчет как сигнал о долгой и тяжелой работе. Следует определить, что конкретно и в какой конкретно сфере необходимо изменить. Так есть более 100 директив, регламентов и целых сфер регулирования, ранее не рассматривавшихся в контексте евроинтеграции. Например, зоопарки, шумовое загрязнение и т.д.

Андрусевич также отметила необходимость внедрения всех требований и регламентов, а не их замену аналогами. Ведь членство – не ассоциация.

"Если раньше ЕС "сквозь пальцы" мог смотреть на имплементацию Украиной своего acquis, то теперь будет тщательно требовать соблюдения всех требований – от целей директивы до последней запятой в тексте", – добавила она.

Отмечается, что следует также обращать внимание на институциональные рамки, которые должны быть созданы, а также повышение способности министерств и ведомств. В частности, чтобы понимать соответствующие положения законодательства ЕС.

""Зеленые" вопросы – сквозные вопросы. Поэтому нужно думать о межсекторальном сотрудничестве и работать с другими профильными министерствами, занимающимися касающимися вопросами из сферы европейского "зеленого" курса: энергетика, экономика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, финансы. Банально, но сквозность означает, что вес этих ("зеленых") вопросов должны понимать на самом высоком уровне принятия решений”, – отметила специалистка.

Она добавила, что необходимо проводить диалог с ЕС, чтобы понимать его ожидания и предоставлять целостную и надежную информацию о ситуации в Украине. Ведь только из-за кропотливого экспертного диалога Украина и ЕС могут достичь взаимопонимания.

Андрусевич отметила, что изменения, оправдывающиеся потребностями и вызовами войны (в разрешительных процедурах, доступе к информации и т.п.) должны быть обоснованными и иметь четко очерченные временные рамки. Ведь неоправданное, "постоянно временное" несоответствие европейскому праву может стать проблемой на пути к ЕС.

Напомним, в Украине для повышение энергоэффективности промышленного сектора предприятиям придется проводить энергетический аудит или внедрять систему энергетического менеджмента (СЭМ). Однако в ЕС для достижения этой цели используются стандарты EN 16247 или ISO 50002.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, замминистра защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Гречаник заявил, что Национальный план восстановления Украины в сфере экобезопасности должно быть кроссекторальным и включать в себя принципы Европейского "зеленого" курса.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"