В военное время действия отдельных чиновников выглядят как мародерство, — эколог

В военное время действия отдельных чиновников выглядят как мародерство, — эколог

Валентина Гембарская

При отсутствии доступа общественности процедура оценки влияния на окружающую среду себя нивелирует

В Украине отсутствие эффективного регулирования процедуры ОВД и упрощения других разрешительных процедур в период военного и послевоенного времени делает инвестирование в экономику крайне усложненным.

Об этом в эксклюзивном комментарии изданию ЭкоПолитика заявила президент профсоюза экологов Профессиональной ассоциации экологов Украины (ПАЭУ) Людмила Цыганок.

Эксперт убеждена, что сейчас крайне важно возобновить именно производство, ведь без мощной промышленности Украине не преодолеть военные и послевоенные вызовы.

"Президент Украины и КМУ дает четкую задачу всем ЦОИВ создать максимально благоприятные условия и убрать любые лишние барьеры. Безусловно, очень важно не потерять довоенные достояния, в том числе в сфере охраны окружающей среды. Однако есть множество бюрократических процедур, которые никак не способствовали сохранению природных ресурсов и не улучшали состояние всех компонентов окружающей среды, однако всячески оказывали давление на добропорядочный бизнес, в то же время давая всевозможные лазейки для безобразий неблагополучных предпринимателей", — пояснила Цыганок.

Она считает, что эту позорную практику следует преодолеть давно, а в военное время действия отдельных должностных лиц выглядят как мародерство. Поскольку длятся 49 сутки войны, а экономика заблокирована отдельными процедурами.

Президент ПАЭУ подчеркнула, что обращение ассоциации о необходимости упрощения отдельных разрешительных процедур опирается на реальную ситуацию и состояние хозяйствующих субъектов и регионов здесь и сейчас.

"В Украине выдается обычно 84 разрешительных документа — из них 29 непосредственно Минприроды. Если учесть, что разрешения и, например, выводы по ОВД учитываются при выдаче других разрешительных документов, то влияние Минприроды на бизнес-процессы в государстве просто невероятное. Именно поэтому мы обратились в ГРС и КМУ с просьбой упрощения процедур в военный период с максимальной взвешенностью и по-государственному!" — заявила госпожа Людмила.

Она объяснила, что именно ОВД охватывает 115 видов деятельности, которые в настоящее время заблокированы. В частности, после завершения войны на получение вывода потребуется от 4 до 6 месяцев, согласно предыдущему многолетнему опыту. "Как результат, бизнес по основным бюджетообразующим направлениям стоит, в частности там, где не ведутся боевые действия. Это происходит второй месяц и так и дальше будет продолжаться в течение всего периода войны + еще полгода для получения вывода. Цена бездействия в разблокировании процедур слишком высока! Все мы хотим чистой окружающей среды и озеленения экономики. Это задача №1 после Победы! Реальной деятельности для сохранения окружающей среды, а не ее имитации!" — подчеркнула президент ПАЭУ.

Как отмечается, в настоящее время доступ к Реестру по ОВД закрыт. Причина — обеспечение безопасности данных, содержащихся в Едином реестре по оценке воздействия на окружающую среду, и не допущение каких-либо несанкционированных действий с информацией реестра со стороны страны-агрессора.

Эколог добавляет — на прилегающих территориях к территориям, на которых ведутся боевые действия, оккупированных территориях, отделения "Укрпочты", через которые осуществляется распространение печатных СМИ не работают, в связи с чем печать СМИ не осуществляется. Отсутствие возможности размещения объявления в печатных СМИ также является нарушением процедуры ОВД и нарушением принципа гласности оценки воздействия на окружающую среду.

"Учитывая эти факты при отсутствии доступа общественности, процедура оценки влияния на окружающую среду себя нивелирует. Также нет возможности подготовки самого отчета. Остановлен доступ к работе информационных, информационно-коммуникационных и электронных коммуникационных систем, а также публичных электронных реестров, более 60 из них недоступны. А они нужны для подготовки к выводу ОВД. Например, публичная кадастровая карта, кадастры территорий и объектов природно-заповедного фонда, данные государственной системы мониторинга окружающей среды, интерактивная карта участков недр, информация о состоянии минерально-сырьевой базы Украины, обзорные геологические карты, государственный водный кадастр недоступны", — пояснила Цыганок.

По ее словам, возможность осуществлять послепроектный мониторинг физически тоже отсутствует, а лабораторные исследования усложнены возможностью логистики по территории Украины, соблюдениями требований безопасности во время "воздушных тревог", проверки на блокпостах.

"Поэтому наш прогноз таков — отсутствие эффективного регулирования процедуры оценки влияния на окружающую среду в период военного и послевоенного состояния частично отсрочит инвестирование в новые проекты, а отчасти делает такое инвестирование невозможным", — подытожила она.

Как сообщала ЭкоПолитика, ранее ПАЭУ обратилась в КМУ, МЭРТ, Минприроды и экологический комитет ВР с предложением реформирования регуляторной системы с целью упрощения всех экономически значимых процедур, в том числе оценки влияния на окружающую среду.

Читайте также
Ставчук рассказала об экологических достижениях за время работы в Минприроды
Ставчук рассказала об экологических достижениях за время работы в Минприроды

Наработки должны трансформироваться в принципы и планы действий по зеленому обновлению Украины

Новоназначенный замминистра экологии попал в скандал: экоактивисты предъявили обвинения
Новоназначенный замминистра экологии попал в скандал: экоактивисты предъявили обвинения

От Кабинета Министров требуют открытой кадровой политики в сфере защиты окружающей среды

В Минприроды кадровые решения принимают тайком от профильного комитета, — нардеп
В Минприроды кадровые решения принимают тайком от профильного комитета, — нардеп

Криворучкина потребует от министра отчета перед комитетом относительно эффективности одновременной замены такого количества госчиновников