В среду, 13 октября, состоялось заседание Комитета ВРУ по вопросам экологической политики и природопользования, на котором представители Комитета экологии и устойчивого развития озвучили мысль о том, что сроки экологической модернизации должны учитывать инвестиционные планы предприятий. Об этом пишет Европейская Бизнес Ассоциация.
В частности, при рассмотрении проекта Закона №5339 по совершенствованию действующего законодательства об охране атмосферного воздуха, эксперты ЕБА обратили внимание на ряд противоречивых положений, в частности таких как:
- обязанность для бизнеса устанавливать автоматизированные системы мониторинга выбросов загрязняющих веществ, хотя пока нет определенного порядка установления таких систем и передачи данных;
- обязанность обустраивать места отбора проб для измерения газопылевого потока на установках независимо от группы объектов, является нереалистичным, например для котельных, которые объективно не имеют соответствующей технической и финансовой возможности;
- ежегодно представлять отчет о соблюдении условий разрешения на выбросы и выполнение мероприятий по сокращению выбросов без понимания порядка подачи, в частности, сроков представления и формы таких отчетов;
- осуществлять мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в срок не более 10 лет – без возможности его продления;
- введение ответственности за недопуск к проведению проверок представителей Госэкоинспекции, что фактически нивелирует гарантированное действующим законодательством право предприятий не допускать инспекторов по определенному ряду причин.
Во-первых, все эти предложения дублируются с положениями других зарегистрированных в ВРУ проектов законов, направленных на реализацию ключевых экологических реформ. Речь идет о законопроектах в сфере контроля промышленного загрязнения №6004, №6004-1 и №6004-2, а также законопроект №3091 о государственном экологическом контроле.
Обращается внимание на то, что в действующем законодательстве уже есть достаточно прецедентов, когда из-за наличия нескольких нормативно-правовых актов для регулирования одного вопроса, предприятия каждый раз попадают в ситуации нарушения законодательства, а недобросовестные представители органов контроля этим злоупотребляют. Например, отсутствие унифицированных требований установления показателя эффективности работы действующих газоочистных установок.
Во-вторых, у каждого предприятия есть свои инвестиционные планы, рассчитанные на несколько лет. В том числе, планы по экомодернизации производства, которые имеют совершенно разные сроки. Часто крупные предприятия нуждаются в дорогостоящей модернизации сразу нескольких установок, что даже по производственным причинам не может происходить одновременно. Более того, страны ЕС никогда не ограничивали право бизнеса на экомодернизацию во времени, и некоторые европейские предприятия до сих пор не закончили процесс перехода на наилучшие доступные технологии и методы управления. Именно поэтому установление общего срока для модернизации, в условиях отсутствия помощи от государства, значит загонять целые отрасли в тупик, который обязательно скажется на экономическом положении страны.
Таким образом, по мнению ЕБА, наиболее правильным решением будет оставить вышеупомянутые вопросы в регулировании профильных законодательных инициатив, а также поддерживать диалог с бизнес-сообществом, которое готово продолжать модернизацию при дальнейшем сотрудничестве со стороны власти.
Ранее ЭкоПолитика писала о том, какое видение имеют отраслевые эксперты по поводу реформирования экологической политики Украины. Об этом шла речь во время круглого стола, который состоялся 4 октября на платформе Комитета экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации.