Стейкхолдеры указали на критические упущения при установлении украинского НОВ2 shutterstock

Стейкхолдеры указали на критические упущения при установлении украинского НОВ2

Анна Великая

Один из экспертов предупредил, что наша страна рискует стать первой в Европе, кто "положит" энергетику ради декарбонизации

Новый Национально определенный вклад Украины в Парижское соглашение (НОВ2) является слишком амбициозным как для страны, которая находится в состоянии войны, а результаты проведенного для его установления моделирования и прогнозирования – нежизнеспособны.

Такие мысли высказывали участники секторального обсуждения в рамках подготовки НОВ2 Украины для секторов энергетики и промышленности, организованного Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, на котором присутствовали журналисты ЭкоПолитики.

Моделирование и прогнозирование для этих и других секторов выполнили сотрудники Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины. Они анализировали два сценария: WEM (With Existing Measures – с существующими мерами) и WAM (With Additional Measures – с дополнительными мерами).

После презентации учеными результатов моделирования для каждого из секторов присутствующие стейкхолдеры имели возможность высказаться и задать вопросы. Вот на какие критические пробелы при определении будущего НОВ2 они обратили внимание присутствующих:

1. Не запланированы инвестиции в балансировочные мощности.

Руководитель направления устойчивого развития ДТЭК Андрей Остапец прежде всего попросил привлекать бизнес и отметил, что промышленники готовы принять участие в моделировании, помочь улучшить как НОВ2, так и Национальный план по энергетике и климату (НПЭК), чтобы сделать их сбалансированными.

Он сказал, что закрыть угольную генерацию мы можем хоть завтра, условно. Но есть вопрос, что будет дальше. Специалист отметил, что по сценарию WAM к 2030 году прогнозируется закрытие всех угольных станций из-за высокой цены на выбросы.

"Если мы так сделаем, мы будем первыми в Европе, кто "положит" энергетику ради декарбонизации. В то же время в Германии наоборот восстанавливают работу угольных блоков, поскольку нет газа", – говорит он.

По словам Остапца, Украина сейчас переходит на распределенную генерацию – газотурбинные (газопоршневые) электростанции. Но возникает вопрос, где брать газ для их работы, и если его нет, то чем заменить. Специалист считает, что солнечная и ветровая энергетика – это очень хорошие технологии, но напомнил об опыте Испании, где возник блэкаут, потому что не удалось сбалансировать эти зеленые технологии.

Руководитель направления устойчивого развития ДТЭК отметил, что в структуре запланированных инвестиций пока отсутствуют инвестиции в балансировку "зеленых" технологий – ветровых (ВЭС) и и солнечных электростанций (СЭС). По его мнению, в этом сценарии стоит заложить инвестиции в технологии для балансировки.

"Поскольку в пики и полупики, когда задействована угольная генерация, Украине необходимо 4,6 ГВт балансирующих мощностей в том сценарии, который есть на сегодня", – говорит специалист. Он также иронично добавил, что балансировку еще можно делать с помощью отключений потребителей, как это уже приходилось делать раньше.

Специалист отметил, что Украина уже сейчас имеет все, что ЕС планирует достичь в 2030 году, но не из-за модернизации оборудования, а за счет деиндустриализации и разрушений, вызванных обстрелами.

Он спросил, для чего Минприроды стремится установить более амбициозную цель, и констатировал, что пока ответа на этот вопрос нет.

"И какая все же цель? Что мы хотим достичь? Быть первыми в Европе по декарбонизации или просто нормально выйти из энергетического и военного кризиса, которые есть на сегодня – хотя бы до довоенных показателей?" – спросил Остапец.

Он отметил, что должна быть мотивация и понимание, для чего Украина ставит перед собой такие амбициозные цели.

По мнению эксперта, результаты проведенного моделирования и прогнозирования являются на сегодня нежизнеспособными.

"Из своего аналитического опыта: эта модель не будет работать в том сценарии, который вы показали", – считает специалист.

Также эксперт отметил, что у него и других участников секторального обсуждения возник вопрос об учете при моделировании Национального плана сокращения выбросов (НПСВ), поскольку этого не было в докладе. На это один из авторов моделирования Александр Дячук ответил, что в сценарии WEM НПСВ не учитывался, а в сценарии WAM – учитывался.

2. Отсутствие ресурсной базы и соответствующего рынка в Украине для перехода на биотопливо вместо угольной генерации.

По данным Андрея Остапца, биотопливо сейчас в 3 раза дороже добычи угля. Он напомнил, что эта цена ляжет на конечного потребителя.

По мнению специалиста, нужно смотреть в саму экономическую модель, поскольку переход к биотопливу требует времени и инвестиций для развития рынка и внедрения новых технологий. По информации эксперта, Польша сейчас выкупает украинское биотопливо, которого в самой стране не хватает. Аналогично Великобритания импортирует этот вид энергоносителя из разных уголков мира.

3. Большое количество предположений, связанных с неопределенностью, обусловленной войной.

Глава комитета по экологии и зеленой экономике Федерации работодателей Украины (ФРУ) Павел Жила отметил, что сейчас происходит "принудительная декарбонизация" в основном за счет потери территорий, производственных и генерирующих мощностей, остановки крупных промышленных объектов.

"Я понимаю, что фактические цифры, те, о которых мы сейчас говорим, они уже на самом деле достигнуты. Другой вопрос – что будет потом. Сейчас вся страна находится в таком неопределенном состоянии, когда никто не понимает, когда закончится война", – сказал он.

Промышленник считает, что Украине рано брать на себя какие-то амбициозные цели. В ФРУ предлагают добавить 0,1% к уже существующей цели и вернуться к ее пересмотру через некоторое время после завершения войны, когда будет большая определенность, в частности с источниками поступления финансирования для декарбонизации. Председатель комитета напомнил, что вопрос инвестиций в декарбонизацию украинской промышленности на сотни миллионов долларов так и остался открытым.

Директор Департамента экологии, энергетики и зеленой экономики ФРУ Ольга Кулик рассказала о недавних случаях прилетов по производствам, которые останавливают работу предприятий, и отметила, что бизнес не отрицает необходимость модернизации производства. Но при этом главной задачей предпринимателей сейчас является сохранение по крайней мере трудовых коллективов.

Напомним, недавно бизнес призвал власти установить реалистичную климатическую цель в 65% сокращения выбросов в НОВ2.

Читайте также
Бизнес призвал власти установить в НОВ2 более реалистичную цель в 65% сокращения выбросов
Бизнес призвал власти установить в НОВ2 более реалистичную цель в 65% сокращения выбросов

Промышленники настаивают на том, что он должен учитывать текущую ситуацию в стране и ее экономику

Бизнес призвал власти пересмотреть НОВ2 с учетом реалий военного времени
Бизнес призвал власти пересмотреть НОВ2 с учетом реалий военного времени

Промышленники предлагают скорректировать климатическую цель через 3 года после завершения военного положения

НОВ2: Украина определила цели по снижению выбросов парниковых газов до 2035 года
НОВ2: Украина определила цели по снижению выбросов парниковых газов до 2035 года

Сейчас проводятся секторальные обсуждения предложенного вклада

НОВ2 для Украины: очередной амбициозный провал или шанс на привлечение инвестиций?
НОВ2 для Украины: очередной амбициозный провал или шанс на привлечение инвестиций?

Конструктивного диалога, к сожалению, не получилось