Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" доработали к повторному первому чтению. 19 февраля Верховная Рада провалила документ в первом чтении.
ЭкоПолитика проанализировала, что изменилось в доработанном документе к повторному первому чтению (чтобы посмотреть документ, доскролльте до конца страницы).
- №3091 и №3091-1 "О государственном экологическом контроле". Автор основного — нардеп от "Слуги народа" Александр Мариковский, альтернативного — нардеп от "Слуги народа" Сергей Кузьминых.
Цель документа — реформа государственного экологического контроля. Он устраняет ряд препятствий на пути проверок; ужесточает ответственность за нарушение природоохранного законодательства; устанавливает существенный штраф за недопуск инспектора; убирает дублирования полномочий между различными государственными учреждениями.
17 марта Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования рассмотрит доработанную версию законопроекта.
Что изменили к повторному первому чтению:
- Предлагается создать новый орган, который будет осуществлять контроль за соблюдением требований и норм законодательства в сфере экологического контроля. Действующий орган — Государственную экологическую инспекцию предлагают ликвидировать.
- Деятельность органа и меры контроля субъектов хозяйствования будут регулироваться законами: "Об охране окружающей природной среды", "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".
- Закон не будет регулировать соблюдение требований лицензионных условий. Этот пункт исключили из первой версии законопроекта.
- Продолжительность проверок будет: не более пяти дней для субъектов средней и незначительной степени риска, а на предприятиях со значительной степенью риска — не более 15 дней.
- Предприятия ежегодно будут обязаны подавать письменный отчет о рабочем времени осуществления деятельности трудового коллектива. Дедлайн — не позднее 15-го января.
- О любых существенных изменениях в работе предприятия нужно сообщать в контролирующие органы не позже, чем через 12 часов после вступления таких изменений в силу.
- Все зарплаты представителей представителей органов государственного экологического контроля рассчитываются на основе прожиточного минимума. Формула определена в законопроекте.
В пояснительной записке указано, что на реализацию законопроекта понадобится дополнительно около 5 млн грн и увеличение расходов из госбюджета на оплату труда экоинспекторов.
"Проект Закона предусматривает создание информационно-телекоммуникационной системы мер государственного экологического контроля (по предварительным расчетам понадобится около 5 млн грн), финансирование которой планируется осуществить за счет международной технической помощи или других источников, не запрещенных законом. Вместе с тем, принятие законопроекта требует увеличения расходов Государственного бюджета Украины в части оплаты труда государственных инспекторов по охране окружающей среды", — говорится в записке.
Некоторые положения документа были раскритикованы членами экологического комитета парламента.
В частности, о том, что органы местного самоуправления могут привлекаться к проверкам предприятий.
"Такое положение может способствовать возникновению потенциального конфликта интересов между представителями местной власти и соответствующими субъектами, подлежащими экоконтролю. Поэтому целесообразно исключить данное положение", — указал нардеп Сергей Шахов.
Также нардеп раскритиковал норму о продлении срока между следующими проверками на предприятии, на котором при первой проверке не было найдено нарушений. По его мнению, такая норма устанавливает отдельные привилегии для соответствующих субъектов, в зависимости от степени их риска.
"Считаем целесообразным применить принцип равенства и распространить такие стимулы для соблюдения требований природоохранного законодательства для всех субъектов хозяйствования, деятельность которых подпадает под действие данного закона", — написал Шахов в представленных замечанием к законопроекту.
Также в тексте законопроекта оставили положения об освобождении Госэкоинспекции от уплаты судебного сбора в случае, если иск подает субъект хозяйствования. Ранее это положение раскритиковали в бизнес сообществе и общественные активисты.
"Систематическое недофинансирование Госэкоинспекции приводит к невозможности представления в полном объеме исков по возмещению убытков, причиненных государству вследствие нарушения требований природоохранного законодательства. Так, в течение 2019 рассчитан ущерб на сумму 2,1 млрд грн. Судебный сбор составляет 1,5%, таким образом потребность составила 31,3 млн грн. В 2019 году было выделено на оплату судебного сбора 3,4 млн грн. Дополнительная потребность составляла 27,8 млн грн", — говорится в пояснительной записке.
Также одним из противоречивых положений является возможность применения правил международных договоров, ратифицированых ВРУ, но которые могут быть не адаптированы в украинское законодательство, что может приводить к злоупотреблениям. Также приказ о проверке может содержать как название компании, так и только адрес, по которому выявлены нарушения. Таким образом под проверку могут попасть сразу нескольких компаний, если у них общий адрес.
С доработанного документа убрали пункт о том, что экоинспекторов могут не пустить на предприятие, если они не покажут документы о принадлежности к лицам, осуществляющим государственный экологический контроль.
Также исключили пункт об обжаловании решений органов экоконтроля — все предписания и санкции начинают действовать сразу после вручения субъекту хозяйствования.
Как сообщала ЭкоПолитика, Верховная Рада на этой пленарной неделе с 16 по 19 марта рассмотрит ряд законопроектов, касающиеся охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Ранее в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №4459, который в частности предлагает прировнять сотрудников Государственной экологической инспекции к правоохранителям.