Резкое повышение эконалога на отходы может перевести их вывоз в тень, - нардепы shutterstock

Резкое повышение эконалога на отходы может перевести их вывоз в тень, - нардепы

Иван Шевчук

Высокие налоги на вывоз и размещение отходов не улучшат экологическую ситуацию, но сильно ударят по добросовестным предпринимателям и всем гражданам

Резкое повышение стоимости услуг на вывоз и размещение отходов разрушит текущую систему стимулов к эффективному и легальному управлению отходами.

Такой вывод сделали эксперты телеграм-канала "Энергетика под куполом" , проанализировав законопроект №6345 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по взиманию экологического налога при управлении отходами". (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Олег Бондаренко ).

Данный законопроект предполагает существенное увеличение ставок эконалога на размещение отходов (в 3 – 13 раз). Его авторы предлагают в течение 9-ти лет постепенно увеличить уровень налогов в зависимости от класса опасности отходов. Самые опасные, относящиеся к первому классу, на налоговый максимум должны выйти уже к началу 2024 года.

Эта же процедура предусмотрена для вынесенных в отдельные пункты приборов, содержащих ртуть и элементы с ионизирующим излучением (в 2024 за них придется платить почти по 2 600 гривен за единицу, сейчас – 865), и люминесцентных ламп, чья стоимость должна вырасти с нынешних 15 грн за единицу до 166 гривен.

Эксперты "Энергетики под куполом" считают, что для такого повышения стоимости нет необходимого финансово-экономического обоснования. Они говорят, что, в случае их утверждения, уже с 2024 года новые ставки эконалога создадут существенную дополнительную налоговую нагрузку на его добросовестных плательщиков. При этом законопроект не учитывает наличие у крупных промышленных предприятий других экологических обязательств и целей, требующих значительных объемов финансирования.

А ввиду того, что новая повышенная ставка будет применена и по отношению к бытовым отходам, это может привести к значительному росту стоимости вывоза таких отходов, что ударит по карману непосредственно каждого из граждан Украины.

Эксперты также отмечают, что в законопроекте отсутствуют стимулы для переработки отходов и снижения объемов их генерации.

В то же время авторы законопроекта считают, что увеличение эконалога на отходы уже само по себе будет побуждать к уменьшению их объемов. Они говорят, что страны ЕС демонстрируют постоянную зависимость между увеличением ставок налога и увеличением объемов отходов, направляемых на специализированные перерабатывающие предприятия. Например, рост экологического налога в Польше с 33 € за тонну в 2018 году до 40 € в 2019 году сопровождался уменьшением доли захороненных отходов с 42% в 2018 году до 30% в 2019-м.

Здесь следует отметить, что даже при выходе на налоговый максимум, предусмотренный законопроектом, подавляющее большинство украинских отходов будет облагаться налогом по ставке 53 или 88 грн за тонну. При этом себестоимость переработки у нас вряд ли будет получаться принципиально ниже, чем в ЕС.

То есть, в подавляющем большинстве случаев не приходится рассчитывать на то, что внедрение высокого эконалога автоматически простимулирует переработку отходов.

Не называя конкретные недостатки законопроекта, заместитель председателя парламентского экологического комитета Александр Мариковский на своей странице в ФБ указал его как свидетельство некомпетентности его автора, руководителя экокомитета Олега Бондаренко. Случилось это на фоне конфликта, возникшего в Комитете вокруг подготовки закона "Об отходах" .

Ранее ЭкоПолитика уже приводила экспертное мнение о том, что поднятие эконалога не решит проблему промышленных отходов.

Читайте также