Европейская бизнес-ассоциация обратилась к парламенту и правительству с просьбой учесть замечания бизнес-сообщества при рассмотрении законопроекта "О государственном экологическом контроле", чтобы способствовать разработке качественной и комплексной природоохранной системы.
Доработанную версию проекта закона №3091 Экологический комитет ВРУ должен рассмотреть 17 марта, сообщили в пресс-службе EBA.
Отметим, что документ обеспечивает предпосылки для ликвидации Госэкоинспекции и создания нового органа, который будет осуществлять государственный экологический контроль. В основе – риск-ориентированный подход.
Напомним, что 19 февраля Верховная Рада провалила документ в первом чтении и отправила его на доработку. В частности, в новой редакции законопроекта учли такие критические замечания для бизнеса:
- Плановые и внеплановые проверки осуществляются в рабочее время в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
- Установлено, что во время внеплановой проверки инспектируются только те вопросы, которые стали основанием для ее проведения.
- Уточнен механизм проведения нового мероприятия государственного экологического контроля – рейдовых проверок, которые могут осуществляться исключительно в отношении физических лиц.
- Изъято полномочия органов государственного экологического контроля останавливать деятельность предприятий без решения суда.
- Из-под действия законопроекта изъят контроль за соблюдением требований лицензионных условий, что убирает дублирование функций с другими органами.
- Даны финансово-экономическое обоснование реформы государственного экологического контроля и предусмотрены меры по повышению мотивации представителей контролирующего органа.
Как отметили в EBA, законопроект стремится вписать принципы экологического контроля в иерархию действующего законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. В то же время в тексте документа содержатся неоднозначные положения, которые еще больше зарегулируют природоохранную отрасль и не поддерживаются бизнесом, а именно:
- Возможность применения правил международных договоров, которые ратифицировала ВРУ. Такие положения могут быть не адаптированы в украинское законодательство, а затем создают поле для двойных трактовок и давления.
- Проверка может происходить на основании обращения органов досудебного расследования в рамках уголовного производства. Это положение значительно расширяет основания для внеплановых проверок, которые выходят за пределы природоохранной сферы, а также может нести потенциальные репутационные потери для предприятий.
- Предлагается ввести 4-ступенчатую градацию предприятий в зависимости от степени риска на окружающую среду – от "высшей степени риска" до "незначительного". Хотя сейчас в действующем законодательстве предусматривается трехступенчатая система классификации. По мнению бизнеса, это может способствовать субъективному подходу к определению периодичности проведения проверок и предвзято сокращать срок повторной проверки контролирующим органом. В ЕС повторные проверки могут осуществляться не чаще чем раз в 6 месяцев.
- Дублируются полномочия Морской администрации и Госэкоинспекции, что противоречит одному из принципов государственного надзора (контроля), определенных статьей 3 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".
- Возвращается необходимость согласовывать технологию перегрузки грузов предприятиями морской отрасли с инспекторами по охране окружающей среды. В то же время необходимость такого согласования недавно отменила постановление Кабмина с целью либерализации и упрощения ведения коммерческой деятельности на территории Украины.
- Законопроект не согласуется с Законом Украины "О внутреннем водном транспорте" от 03.12.2020 года № 1054-IX, который вступил в силу 01.01.2021 года в части терминологии.
- Законопроектом дублируются положения по отбору проб и проведению их анализа в соответствии с ЗУ "Об охране окружающей природной среды".
- Законопроект лишает судовладельца права предоставить обеспечение морского требования и избежать задержания и последующего ареста судна, что является нарушением международных договоров Украины.
- Контролирующие органы имеют право останавливать, осматривать, а также временно изымать любые транспортные средства (в частности, суда, корабли), которые могут, по их мнению, быть причастны к нарушению природоохранного законодательства.
- Приказ о проверке предприятия может содержать как название компании, так и только адрес, по которому выявлены нарушения. Фактически это дает основания осуществлять проверку сразу нескольких компаний, если у них общий адрес.
- Использование в качестве оснований для проверки обращений физических лиц о нарушении, причиненный ущерб от которого не доказан. Это может привести к блокированию работы предприятия за заведомо ложные жалобы. Поэтому обоснованность и наличие фактических доказательств такого вреда обязательно должны быть предусмотрены в законопроектах.
- Санкционирование за создание препятствий должностным лицам (недопуск). По мнению бизнеса, это сужает возможности для реализации права предприятий не допускать инспекторов к проверкам, если на то есть законные причины, например неправильно заполненные документы, непредъявление документов и тому подобное. Поэтому представители ассоциации предлагают уточнить, что речь идет именно о незаконном или безосновательном отказе в допуске.
- Освобождение органов госэкоконтроля от уплаты судебного сбора, если иск подает бизнес, например, оспаривая результаты проверки. Такой подход нарушает равновесие возможностей государства и предприятий.
- Обеспечение установка систем автоматического мониторинга в течение 6 месяцев после вступления в силу законопроекта. Это положение уже предусмотрено законопроектом №4167.
- Четко определенные полномочия и обязанности как контролирующих органов, так и субъектов хозяйствования. В то же время ответственность за их невыполнение предусмотрено только для предприятий. Соответственно, надо также установить норму об ответственности проверяющих за вмешательство в работу бизнеса.
Ассоциация предостерегает от создания в результате реформы не эффективного органа, а бюрократического гиганта, основная цель которого – давление на бизнес.
Ранее ЭкоПолитика проанализировала, что изменилось в доработанном документе к повторному первому чтению.