Провалы и достижения 2022 года: результаты работы экокомитета

Провалы и достижения 2022 года: результаты работы экокомитета

Екатерина Белоусова

Параллельно с прогрессивными законами был одобрен ряд "сомнительных инициатив"

Комитет по вопросам экологической политики и природопользования в 2022 году провел 40 заседаний, на которых нардепы вынесли на рассмотрение Верховной Рады 13 законопроектов и 2 проекта постановления. Однако часть документов была утверждена без обсуждения. Также в течение года в экомитете произошли кадровые изменения, а некоторые его члены попали в скандалы.

О результатах работы комитета в 2022 году читайте дальше в материале ЭкоПолитики.

Законодательство

В годовом отчете экокомитета за 2022 год отмечается, что Верховная Рада приняла 16 законов, которые подготовил экокомитет. Среди них:

  • Закон №5723 "Об Общегосударственной целевой социальной программе "Питьевая вода Украины" на 2022 - 2026 годы". Он призван обеспечить развитие и реконструкцию систем централизованного водоснабжения и водоотвода, а также качественную питьевую воду для населения в достаточном количестве;
  • Закон №2207-1-д "Об управлении отходами", запустивший "мусорную" реформу и имплементацию европейских норм;
  • Закон №5650 "О сохранении лесов" для сохранения самосевных лесов;
  • Закон №5339 "Об усовершенствовании механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух". Документ устанавливает: основные требования для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, механизм выдачи разрешения на выбросы от оборудования, подпадающего под действие регулирования Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" и т.д. Однако, как отметила президентка Профессиональной ассоциации экологов Украины (ПАЭУ) Людмила Цыганок, документ еще больше зарегулирует разрешительную сферу и усложняет восстановление разрушенных предприятия и инфраструктуры после окончания военного положения;
  • Закон №6477 "О Национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей". Этот евроинтеграционный закон имплементирует положения Регламента ЕС №166/2006 и позволит каждому ознакомиться с экологической информацией предприятия;
  • Закон №5159 "О порядке осуществления стратегической экологической оценки", вводящий ответственность за нарушение стратегической экооценки;
  • Закон №4187 "Об усовершенствовании законодательства в сфере пользования недрами", призванный создать прозрачную, простую и понятную систему пользования недрами, а также уменьшить чрезмерное государственное влияние на отрасль. Член экокомитета Павел Якименко отметил, что реформа недропользования станет фундаментом для восстановления Украины после войны. Она сделает отрасль инвестиционно привлекательной, правила – четкими и прогнозируемыми, а деятельность недропользователей – прозрачной и быстрой;
  • Закон №8037 "Об обеспечении химической безопасности и управлении химической продукцией", что приведет рынок химикатов в соответствие с европейскими нормами.

Среди принятых документов одним из самых долгожданных был законопроект №2207-1-д "Об управлении отходами". До его принятия сфера функционировала по нормам 1998 года.

"Все кто причастен к этой сфере знают, насколько сложным было принятие этого закона, его представление, рассмотрение в двух созывах. Сам закон является компромиссным со стороны бизнеса, власти и тех стейкхолдеров, которые были приобщены к принятию и разработке этого закона", – сказал глава экокомитета Олег Бондаренко.

Законопроект №2207-1-д разрабатывал заместитель главы экокомитета Александр Мариковский совместно с командой. При работе над документом нардеп обвинил экологический комитет и Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов в саботаже работы по отношению к нему. А Мариковского обвиняли в затягивании мусорной реформы и обнародовании документа. Также он имел конфликт с Олегом Бондоренко. В январе 2022 года экокомитет отстранил Мариковского от работы над законопроектом №2207-1д, который дорабатывал народный депутат Павел Якименко.

Основательница и глава инициативы "Украина без мусора" Евгения Аратовская назвала быстрое принятие законопроекта, через неделю после заседания экокомитета, манипуляцией. По ее мнению, документ содержит ряд коррупционных норм, разрешает захоронение отходов, устанавливает монополию перевозчиков и другие противоречивые положения.

Экокомитет и бизнес

Координаторка Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко в своем блоге на MIND UA рассказала, что бизнес-сообщество высоко оценивает шаги власти в поддержку бизнеса, который продолжил работу, несмотря на войну. Руководители Минприроды и экокомитета были одними из первых, которые предложили бизнесу свою поддержку.

Так для дерегуляции до концу военного положения установлено:

  • мораторий на проведение плановых экологических проверок (постановление Кабинета Министров Украины №303). Это приостановило работу над законопроектом №3091 "Об экологическом контроле" и заставило экокомитет перерабатывать документ коренным образом;
  • получение экологических разрешений переведено в декларативный формат (постановление КМУ №314);
  • отсрочены сроки подачи экологической отчетности (закон №2115);
  • перенесено введение новых экологических нормативов для металлургии и стекольной промышленности (постановление КМУ №1341);
  • предоставлена ​​возможность не платить эконалоги предприятиям, находящимся в зонах ведения боевых действий или в оккупации (закон №2120-IX и постановление КМУ №1364).

Однако экокомитет не смог полностью подстроиться под реалии войны.

Как отметила Бойко, в Украине до сих пор не урегулированная процедура оценки влияния на окружающую среду (ОВД) Предприятия проходят все этапы ОВД, невзирая на серьезные риски для жизни и здоровья сотрудников, ведь отклонения от процедуры могут стать основанием для признания вывода из ОВД недействительным. Фактически ОВД осуществляется в ручном режиме.

Цыганок также отмечала, что пробелы в процедуре ОВД, среди прочего, замедляли выход Украины из топливного кризиса весной 2022 года. Основные замечания специалистов ПАЭУ к процедуре касались:

  • сроков ее проведения;
  • несоответствия директивам ЕС;
  • отсутствия должного мониторинга результативности процедуры;
  • коррупционной составляющей.

Кроме того, в 2022 году несколько приостановился процесс мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов в рамках создания рынка торговли парниковыми квотами.

"Острые углы"

Бойко подчеркнула, что в 2022 году был одобрен ряд "сомнительных инициатив", в частности постановление КМУ №836 без общественного обсуждения. Постановление наращивает "порог входа" недропользователя на рынок и увеличивает его последующие издержки.

Среди спорных инициатив она также назвала принятие законопроекта №5339 “Об усовершенствование механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух”. Документ содержит элементы так и не принятых реформ промышленного загрязнения и государственного экологического контроля.

Бойко пояснила, что кроме приостановления действия разрешения без суда и принудительной экомодернизации в определенные государством короткие сроки без права отсрочки предприятия вынуждены подавать вывод с ОВД, даже если предприятие начало работать задолго до появления этой процедуры, и обязаны устанавливать автоматизированные системы мониторинга выбросов. Новые обязательства все же должны быть отложены на послевоенные времена.

Кадровые изменения

6 октября Верховная Рада проголосовала за изменения в количественном и персональном составе комитетов парламента. Мариковский стал членом Комитета по экономическому развитию. С 24 октября новыми членами экокомитета стали Виктор Черный, Сергей Магера, Валентина Короленко, да Роман Соха.

За время работы в экокомитете Мариковский стал участником нескольких скандалов с другими народными депутатами. Он обвинил нардепа Антона Яценко в личной заинтересованности в затягивании принятия законопроекта "Об отходах". А также Яценко и народного депутата Александра Юрченко в поддержке неэффективных реформ при подготовке альтернативного варианта законопроекта №2207-1-д.

Таковы основные результаты работы экокомитета в 2022 году. Несмотря на ряд неоднозначных инициатив и вызовы военного времени, комитет смог продолжить свою деятельность и принять несколько важных законов. Это свидетельствует о том, что есть понимание необходимости реформирования экологической политики Верховной Рады и Украины.

Читайте также
В ВРУ зарегистрирован законопроект "О ратификации Дунайской региональной программы"
В ВРУ зарегистрирован законопроект "О ратификации Дунайской региональной программы"

Соглашение направлено на создание условий для привлечения международной технической помощи

Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады