Проект "Общих методических рекомендаций по содержанию и порядку составления отчета по оценке воздействия на окружающую среду" (проект методических рекомендаций по ОВС), который был опубликован на сайте Минприроды в декабре 2020 года для общественного обсуждения, нуждается в доработке.
На этом настаивают в Европейской бизнес-ассоциации (EBA), в которой считают, что основной целью разработки любых научно-методических материалов должно быть упрощение процессов и равноправный доступ к ним всех заинтересованных сторон.
Между тем документ, предложенный Минприроды, имеет целью решить проблему отсутствия общих стандартов по структуре и наполнению отчета по ОВС, что приводит к неоднозначному пониманию компаниями и уполномоченным органом того, какие данные должны вноситься в отчет по ОВС. "Процесс получения заключения из ОВС на практике затягивается, что существенно влияет на сроки реализации инвестиционных проектов", – отмечают в пресс-службе EBA.
Компании-члены Европейской бизнес-ассоциации поддержали стремление Минприроды стандартизировать требования к подготовке отчета по ОВС и поблагодарили за открытость к диалогу и учет предыдущих предложений, однако обратились с просьбой внести изменения в четыре ключевые элементы проекта методических рекомендаций по ОВС в редакции, которая была предоставлена бизнесу:
- Определить необходимость указывать исключительно размеры зоны при предоставлении информации о санитарно-защитных зонах (СЗЗ). Получение более детальных данных прямо не предусматривается действующим законодательством об ОВС, но приведет к зарегулированности и затягиванию процесса осуществления процедуры ОВС.
- Определить возможность получения разрешительного документа – заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы по установлению или корректировки размера СЗЗ параллельно или после получения заключения из ОВС и исключительно в случае необходимости корректировки (уменьшения) СЗЗ. Так, действующим законодательством по ОВС не требуется получения каких-либо разрешительных документов для планируемой деятельности. Кроме того, это может потребовать дополнительных временных (около 3-4 месяцев) и финансовых (около 100-150 тыс. гривен) ресурсов. Поэтому, предлагаем исходить из того, что к началу планируемой деятельности вывод СЗЗ должен быть получен, что может указываться как условие обеспечения экологической безопасности в выводах из ОВС.
- Удалить рекомендации предприятиям организовывать специальные исследования текущего состояния фауны, флоры и биоразнообразия в случае отсутствия информации на местном уровне. Во-первых, компания не имеет права осуществлять любые исследования на территориях, которые ей не принадлежат либо не находятся в пользовании. Во-вторых, согласно Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" №1264-XII, организация и осуществление мониторинга состояния окружающей среды, обеспечение доступа к экологической информации возложено на Миндприроды.
- Способствовать устранению неопределенности значительной части сроков, что может привести к диаметрально противоположному результату: не упростить процесс написания отчета, а усложнить трактовку проекта методических рекомендаций по ОВС и погрешить качество документов, что представляются.
В бизнес-сообществе отметили, что последовательно отстаивают позицию, что проект методических рекомендаций по ОВС должен иметь сугубо рекомендательный характер, а в будущем его использование или неиспользование при составлении отчета по ОВС не должно иметь решающего влияния на принятие решения разрешительным органом о проведении планируемой деятельности.
Накануне ЭкоПолитика сообщала, что бизнес выступил против возможного появления в Украине дополнительной аналогичной ОВС процедуры.