Экоактивисты указали на "слабые" и "сильные" стороны нового законопроекта об ОВД shutterstock

Экоактивисты указали на "слабые" и "сильные" стороны нового законопроекта об ОВД

Екатерина Белоусова

Большинство положений законопроекта направлены на ограничение или сужение такого участия общественности

Экологические общественные организации проанализировали новый законопроект №8410 "О внесении изменений в Закон Украины "Об оценке влияния на окружающую среду" и назвали его первым системным пересмотром закона об ОВД со времен его принятия в 2017 году.

Предложенные изменения значительно шире и глубже, чем заявлено, и хотя большинство из них положительные, некоторые вызывают серьезную обеспокоенность, сообщает Экология-Право-Человек.

  • Цифровизация процедуры

Экоактивисты подчеркнули, что цифровизация сузит доступ людей, не пользующихся современными технологиями. А ОВД должно быть доступно всем украинцам.

"Необходимо сохранить требование о предоставлении одной копии отчета по ОВД (а также другой предоставленной субъектом хозяйствования документации, необходимой для оценки влияния на окружающую среду), предназначенной для физического размещения в месте, доступном для общественности в помещении уполномоченного органа", – подчеркнули они.

  • Сокращение сроков процедуры

Авторы раскритиковали сокращение сроков общественного обсуждения до 12 рабочих дней и невозможность его продления. Ведь общепризнанным международным стандартом является не менее 1 календарного месяца. Кроме того, такое сокращение является ослаблением норм Оргуской конвенции.

По их мнению, сокращение сроков также негативно отразится на полноте и эффективности условий отчета и экологических условий выводов из ОВД, ведь:

  • сроки предоставлены уполномоченному органу на подготовку условий по объему исследований и уровня детализации информации сократятся с 30 до 15 рабочих дней;
  • сроки для подготовки заключения из ОВД со дня завершения общественного обсуждения сократятся с 25 до 15 дней.
  • Уменьшением дискреционных полномочий уполномоченного органа

Отмечается, что законопроект №8410 предлагает дополнить Закон об ОВД новой статьей об отказе в выдаче заключения из ОВД, а также новой частью по поводу предоставления заключения о недопустимости осуществления планируемой деятельности.

"Еще в первые годы осуществления процедуры ОВД практика показала необходимость законодательного закрепления оснований для отказа и предоставления вывода о недопустимости, поэтому такие изменения давно актуальны и поддерживаются", – подчеркнули в анализе.

  • Изменение способов предоставления доступа к отчетам по ОВД

Экоактивисты подвергли критике норму по изготовлению бумажных копий отчета. Раньше расходы возлагались на предпринимателя, а документ предлагает дополнить его условием "при наличии запроса общественности".

Они отметили, что механизм получения подобных копий становится непонятным. Также такая норма не согласуется с положениями Закона "Об оценке влияния на окружающую среду". Ведь по закону общественное обсуждение начинается только тогда, когда бумажный отчет по ОВД доступен в помещениях уполномоченного органа.

“Совершенно непонятно, как в этот алгоритм действий органа власти вписывается запрос. Ведь получается, что пока кто-то не запросит изготовление копии, общественное обсуждение не начинается, а вся процедура ОВД приостанавливается”, – подчеркнули авторы.

  • Нововведения по общественным слушаниям

В анализе раскритиковали новые условия для проведения общественных слушаний только при условии, если на них зарегистрировалось не менее 10 человек.

"Требование относительно регистрации на общественные слушания 10 человек, которые являются простыми местными жителями и возможно первый раз в своей жизни сталкиваются с процедурой ОВД, является чрезмерным и нереалистичным", – подчеркнули экоактивисты.

По их мнению, логично не назначать слушания, если интерес общественности полностью отсутствует. Тем не менее интерес даже одного человека является достаточным индикатором наличия общественного интереса для назначения таких слушаний.

  • Приведение в соответствие с Директивой об ОВД

Директива ЕС об ОВД предусматривает консультации с заинтересованными органами как обязательный элемент процедуры ОВД. В первоначальном варианте закона об ОВД этого элемента предусмотрено не было. Законопроект предлагает изменения о проведении (параллельно с общественным обсуждением) консультаций с другими органами власти и местного самоуправления по вопросам окружающей среды.

Авторы подчеркнули, что подавляющее большинство предложения, касающиеся самой процедуры ОВД, кажутся уместными и оптимальными.

"Вместе с тем создается впечатление, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов до сих пор не разделяет европейских позиций о весе и пользе привлечения общественности", – говорится в анализе.

Они подчеркнули, что большинство положений законопроекта направлены на ограничение или сужение такого участия, в частности:

  • сокращение сроков;
  • необходимость подачи запроса для получения отчета по ОВД;
  • проведение общественных слушаний только в случае регистрации у них 10 человек.

Экоактивисты призвали Минприроды пересмотреть эти позиции, ведь европейская интеграция в окружающей сфере напрямую связана с постоянным и прогрессивным расширением возможностей общественности участвовать в процессе принятия управленческих решений.

Напомним, Кабинет Министров Украины одобрил законопроект “О внесении изменений в Закон “Об оценке влияния на окружающую среду”. Новые нормы призваны сократить процедуру с 216 дней до 67, а также обновить функционал электронного реестра ОВД.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Профессиональная ассоциация экологов Украины обвинила Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов в усложнении процедуры ОВД, в то время как европейское сообщество его упрощает.

Читайте также
Активисты выступили против строительства Каховской ГЭС без проведения ОВОС
Активисты выступили против строительства Каховской ГЭС без проведения ОВОС

Также у них есть вопросы к размещению Национального военного мемориального кладбища на территории Изумрудной сети

ОВД в Украине не работает, а лесхозы тратят миллионы на ее проведение, — Гослесагентство
ОВД в Украине не работает, а лесхозы тратят миллионы на ее проведение, — Гослесагентство

С 2018 года государственные лесхозы потратили 65 миллионов гривен на проведение ОВД

В Украине в очередной раз подняли тему неэффективности процедуры ОВД: в сети разгорелась дискуссия
В Украине в очередной раз подняли тему неэффективности процедуры ОВД: в сети разгорелась дискуссия

Позиция PAEW вызвала оживленную и жесткую дискуссию в экосообществе