Международная организация "Екологія. Право. Людина" (EPL) подвела итоги реформ в управлении природоохранной сферой в Украине.
На своей странице в Facebook EPL опубликовала главные достижения и провалы года.
"Подаем наше видение итогов управления природоохранной сферой в Украине в 2020 году. Это не исчерпывающий перечень достижений и провалов, скорее — знаковые события и факты", — сказано в сообщении.
Достижения:
- создание профильного министерства;
- финализация и регистрация проекта закона "О территориях Изумрудной сети";
- расширение территорий объектов ПЗФ (к территориям природно-заповедного фонда были отнесены несколько заказников и парков, поэтому в Украине создано еще почти 10 тыс. га природоохранных территорий);
- перевод шести природных заповедников и одного НПП из сферы управления Гослесагентства в Минприроды;
- подписание Указа президента о решении СНБО "О Стратегии национальной безопасности Украины", где среди прочего речь идет о разработке Стратегии экологической безопасности и адаптации к изменению климата (начало разработки Стратегии по адаптации к изменению климата);
- разработка Минприроды совместно с экспертами законопроекта "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения";
- Стратегия экологической оценки (СЭО) получила два новых документа: постановление КМУ о мониторинге и приказ о критериях отсутствия необходимости проходить СЭО;
- принятие постановления КМУ, ограничившего проведение рубок в естественных лесах Карпат и ужесточившего ограничения на рубки (в частности, выборочные санитарные) в пределах ПЗФ.
Провалы:
- нерешенность земельных вопросов объектов ПЗФ;
- промедление с реформой государственного экологического контроля;
- затягивание с реформой обращения с отходами;
- игнорирование правительством и парламентом проведения комплексной реформы юридической ответственности за нарушения в сфере охраны окружающей среды;
- затягивание реформы государственного мониторинга состояния природной среды;
- часто случаются некачественные отчеты и заключения по ОВОС (оценки влияния на окружающую среду);
- кадровая политика в природоохранной сфере часто является непрозрачной и безальтернативной;
- нерешенность вопроса бесконтрольного использования пестицидов и агрохимикатов;
- неоправданные ОВОС по достройке энергоблоков ХАЭС (решение президента);
- подписание правительством семи новых соглашений о распределении продукции на масштабную добычу ископаемого топлива, чем оно нарушило собственные обещания интегрироваться в "Европейский зеленый курс" (шесть из семи проектов соглашений не прошли ОВОС, что нарушает обязательства Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС в части транспонирования Директивы об ОВОС);
- правительство до сих пор не запустило национальный реестр выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ), что требуется Протоколом о РВПЗ;
- СЭО иногда остается формальным инструментом;
- промедление с разработкой программ по предотвращению паводков и затоплений, что останавливает работу над планами управления бассейнами рек;
- не осуществлена экологическая оценка водного пути Е-40;
- не реализован мониторинг состояния воздуха: Минприроды не утвердило формы программы государственного мониторинга атмосферного воздуха;
- не приняты конкретные меры для сохранения самосейных лесов на заброшенных малопродуктивных сельскохозяйственных землях, из-за чего эти леса продолжают уничтожаться;
- не решен вопрос сохранения ценных природных территорий на сельскохозяйственных землях госсобственности, которые передаются в коммунальную собственность в рамках децентрализации и делятся на паи и распахиваются;
- не урегулирован вопрос охраны болот от иссушения и добычи торфа, а также восстановление осушенных торфяников на деградированных землях для уменьшения вероятности пожаров;
- предусмотрен "ручной режим" для определения размеров и объемов "экологического оздоровления" рек без проведения ОВОС.
Как сообщала ЭкоПолитика, в 2020 году Госэкоинспекция оценила ущерб, причиненный окружающей среде, в 2,158 млрд гривен. Сумма выросла на 3% по сравнению с 2019 годом.