Налог на выбросы СО2 не должен субсидировать "зеленую" энергетику, — УкрФА Shutterstock

Налог на выбросы СО2 не должен субсидировать "зеленую" энергетику, — УкрФА

Маргарита Шевченко

Наиболее эффективным и рациональным использованием средств эконалога является его направление на программы декарбонизации украинской экономики

Инициатива властей направить средства "углеродного налога" на финансирование "зеленых" тарифов не решает вопрос его целевого использования для декарбонизации украинской экономики, а еще больше усугубляет проблему.

Об этом говорится в заявлении Украинской ассоциации производителей ферросплавов и другой металлургической продукции (УкрФА).

Как отмечается, решение о субсидировании ВИЭ за счет средств от эконалога предполагает рост ставок налога на выбросы.

"Вместо того, чтобы предоставить источники для частичного финансирования проектов по сокращению выбросов СО2, власти предлагают увеличить фискальное давление на промышленность вместе с возложенными обязательствами инвестировать огромные суммы в проекты декарбонизации", — считают в Ассоциации.

Там напоминают, что сейчас высокие тарифы для "зеленой" энергетики субсидируются за счет тарифа "Укрэнерго" на передачу электроэнергии. Такая ситуация уже сама по себе создает нагрузку на промышленность.

Отмечается, при этом Украина задекларировала движение в сторону декарбонизации взяв обязательства по снижению уровня выбросов СО2 на 40-55% к 2030 году.

"Декарбонизация предусматривает инвестирование огромных финансовых средств в коренное переоборудование производства, что особенно актуально для промышленности. Так, согласно оценкам, сумма средств, необходимая украинской промышленности для декарбонизации только в период 2021-2030 гг., составляет более 37 млрд евро", — подчеркивают в УкрФА.

Как утверждают в Ассоциации, сейчас у промышленности отсутствуют собственные источники для финансирования проектов декарбонизации — в связи с экономическим кризисом, усиленной пандемией коронавируса COVID-19.

"В большинстве стран мира декарбонизация проводится при активной государственной поддержке, особенно в период кризиса. Так, в Европейском Союзе экологическая модернизация и декарбонизация производства проводились, в том числе, за счет государственных субсидий, дотаций, предоставление налоговых льгот, возврат налогов, льготных кредитов, грантов и других инструментов... В то же время, в Украине сейчас действует неэффективная экологическая и фискальная система налогообложения. Экологические налоги, взимаемые с предприятий, выполняют исключительно фискальную функцию, их значительная часть поступает в общий фонд государственного бюджета и используется без соответствующего целевого назначения", — сказано в заявлении.

Отмечается, что бизнес и экологическая общественность давно сделали вывод, что наиболее эффективным и рациональным использованием средств налога на СО2 является его направление на программы декарбонизации украинской экономики.

"Справедливым подходом было бы использование средств "углеродного налога" там, где формируются соответствующие СО2 выбросы, то есть, они должны быть направлены на модернизацию предприятий, вокруг которых живут украинцы. Вместо этого, налог на СО2 предлагается отдать на выплаты так называемым "инвесторам" в возобновляемые источники энергии, оставляя индустриальные регионы страны и их жителей без соответствующего финансирования и надежды на улучшение экологических, экономических и социальных условий", - подчеркнули в УкрФА.

Как сообщала ЭкоПолитика, Министерство энергетики в долгосрочной перспективе рассматривает увеличение налога на выбросы СО2 и использование этих денег для компенсации разницы производителям "зеленой" электроэнергии.

Читайте также
В США выделяют $28 млн на разработку технологий очистки чугуна и стали
В США выделяют $28 млн на разработку технологий очистки чугуна и стали

Финансирование поддержит некоторые из самых передовых разработок по декарбонизации сталелитейной промышленности

Европейская комиссия приняла закон об энергетической эффективности зданий
Европейская комиссия приняла закон об энергетической эффективности зданий

Ожидается, что до 2030 года значительная часть строительства в ЕС будет осуществляться с учетом экологической безопасности и энергоэффективности.

США потратит $425 миллионов на декарбонизацию угольных громад
США потратит $425 миллионов на декарбонизацию угольных громад

В Германии в 2024 году выделят €21 миллиард субсидий для программы по сокращению выбросов промышленности, которую трудно декарбонизировать

10 стран ЕС обязались декарбонизировать энергетику до 2035 года
10 стран ЕС обязались декарбонизировать энергетику до 2035 года

Эти страны представляют более 60% энергетического сектора ЕС