Пока Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины отчитывается о том, что "Украина продолжает активный технический и политический диалог с Европейской комиссией по СВАМ", вдруг оказалось, что в Еврокомиссии даже не получали официального обращения с просьбой об отсрочке Украине. И это несмотря на то, что Кабинет министров Украины сформировал рабочую группу для согласования подхода к механизму углеродной корректировки импорта (СВАМ) и проведения соответствующих консультаций с европейскими чиновниками еще в далеком 2021 году!
ЭкоПолитика решила проанализировать, действительно ли отечественные чиновники делают реальные шаги для облегчения процесса декарбонизации украинских предприятий и смягчения влияния новой углеродной пошлины ЕС, или вся подготовка к СВАМ ограничивается только проведением чисто "декоративных" мероприятий в виде различных воркшопов и круглых столов.
Какие результаты работы демонстрирует Минприроды
На днях министерство провело воркшоп, посвященный работе механизма углеродной корректировки импорта, и отчиталось об активном внедрении норм законодательства ЕС. Но даже на этом достаточно узконаправленном мероприятии чиновники в качестве основного своего достижения представляли шаги для транспозиции к климатическому законодательству ЕС:
- утверждение законом цели по климатической нейтральности до 2050 года;
- принятие плана внедрения Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ);
- восстановление обязательности отчетности в рамках системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ);
- работу над законопроектом о Системе торговли выбросами.
А что же в материале по итогам воркшопа сказали о его главной теме – о СВАМ? Вот основные тезисы:
- Минприроды признает, что введение СТВ само по себе не освобождает предприятия от уплаты углеродной пошлины;
- оно рекомендует предприятиям уже сегодня работать над инвестиционными планами по декарбонизации;
- чиновники напомнили, что переходный период, в который импортеры должны подавать отчетность по СВАМ, но не должны покупать углеродные сертификаты, продлится до конца 2025 года;
- в Минприроды добавили, что с 1 января 2026 года предприятия металлургической и цементной промышленности, а также производители электроэнергии будут обязаны покупать CBAM-сертификаты, стоимость которых будет соответствовать цене в рамках ЕС СТВ. Доля выбросов, которые ими потребуется покрыть, будет постепенно расти.
И как итог, финальная цитата министерства, правдивость которой разберем ниже:
"Украина продолжает активный технический и политический диалог с Европейской комиссией по вопросам применения механизма СВАМ. Особенно важно наладить межведомственную координацию и совместный диалог с различными институтами ЕК. Украинское бизнес-сообщество является важным и проактивным участником диалога Украина-ЕС".
Украинский бизнес просит государство о помощи
Да, действительно, представители отечественных предприятий обратились к власти с предложением активизировать переговоры с ЕС о порядке применения СВАМ к Украине еще в 2020 году.
Но несмотря на то, что в 2021 году украинское правительство сформировало рабочую группу для согласования подхода по СВАМ и проведения соответствующих консультаций с Еврокомиссией, в течение 3 лет ни одного заседания в рамках этой рабочей группы не состоялось.
Украинский бизнес регулярно настаивал и продолжает настаивать на активизации таких переговоров. Стейкхолдеры четко понимают, что в условиях полномасштабного вторжения проводить декарбонизацию собственных предприятий и вдобавок платить дополнительную углеродную пошлину на одном уровне с европейскими производителями они просто не способны финансово. Поэтому и просят власть договориться с европейскими партнерами об отсрочке применения СВАМ к Украине.
Тем более, что наша страна имеет право на применение к Украине пункта 30.7 регламента CBAM, который предусматривает возможность исключения страны из-под действия CBAM во время действия форс-мажорных обстоятельств, к которым относится война.
Это помогло бы избежать разрушительного влияния этого механизма на украинскую экономику. Если предприятия, которые обеспечивают поступление значительной части налогов в бюджет страны, будут вынуждены прекратить свою деятельность, экономика Украины может не выдержать такого дефицита. А вот при условии применения декларативного принципа, отечественные предприятия могли бы отчитываться ЕС о собственных выбросах, но не платили бы стоимость сертификатов.
В Еврокомиссии об отсрочке ничего не слышали
На следующий день после проведения воркшопа стало известно: на запрос Европейской бизнес ассоциации Еврокомиссия ответила, что до сих пор ни одна страна не обращалась к ним с просьбой об отсрочке во введении экологической пошлины СВАМ.
"На сегодня ни одна страна не обратилась к Европейской комиссии с просьбой сослаться на применение статьи 30.7. Если возникнет такой запрос, Комиссия должна оценить ситуацию и предоставить Европейскому парламенту и Совету отчет, который сопровождается, в случае необходимости, законодательным предложением для решения этих исключительных обстоятельств", – сказано в ответе европейских чиновников.
И вот тут возникает резонный вопрос: а чем уже 4 года занимается рабочая группа по переговорам, созданная Кабмином, если ее члены даже не смогли подать официальное обращение к Еврокомиссии с просьбой об отсрочке CBAM для Украины в условиях форс-мажора?
И почему глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования Олег Бондаренко заявляет о намерении подать такое обращение тогда, когда до полноценного внедрения углеродной пошлины ЕС остается только 8 месяцев?
Чего ждут украинские чиновники? Почему игнорируют просьбы бизнеса о помощи в декарбонизации и облегчении финансового бремени для отечественной промышленности? И как можно спокойно смотреть, как на Украину неуклонно надвигается экономический коллапс в лице СВАМ и ничего при этом не делать? Эти вопросы для нас пока остаются без ответа.