Минприроды похвасталось прогрессом Украины по СВАМ: действительно ли это так? shutterstock

Минприроды похвасталось прогрессом Украины по СВАМ: действительно ли это так?

Анна Великая

Спойлер: признаков того, что украинские чиновники действительно заинтересованы помочь отечественным промышленникам в условиях полноценного введения углеродной пошлины ЕС, мы не нашли

Пока Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины отчитывается о том, что "Украина продолжает активный технический и политический диалог с Европейской комиссией по СВАМ", вдруг оказалось, что в Еврокомиссии даже не получали официального обращения с просьбой об отсрочке Украине. И это несмотря на то, что Кабинет министров Украины сформировал рабочую группу для согласования подхода к механизму углеродной корректировки импорта (СВАМ) и проведения соответствующих консультаций с европейскими чиновниками еще в далеком 2021 году!

ЭкоПолитика решила проанализировать, действительно ли отечественные чиновники делают реальные шаги для облегчения процесса декарбонизации украинских предприятий и смягчения влияния новой углеродной пошлины ЕС, или вся подготовка к СВАМ ограничивается только проведением чисто "декоративных" мероприятий в виде различных воркшопов и круглых столов.

Какие результаты работы демонстрирует Минприроды

На днях министерство провело воркшоп, посвященный работе механизма углеродной корректировки импорта, и отчиталось об активном внедрении норм законодательства ЕС. Но даже на этом достаточно узконаправленном мероприятии чиновники в качестве основного своего достижения представляли шаги для транспозиции к климатическому законодательству ЕС:

  • утверждение законом цели по климатической нейтральности до 2050 года;
  • принятие плана внедрения Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ);
  • восстановление обязательности отчетности в рамках системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МОВ);
  • работу над законопроектом о Системе торговли выбросами.

А что же в материале по итогам воркшопа сказали о его главной теме – о СВАМ? Вот основные тезисы:

  • Минприроды признает, что введение СТВ само по себе не освобождает предприятия от уплаты углеродной пошлины;
  • оно рекомендует предприятиям уже сегодня работать над инвестиционными планами по декарбонизации;
  • чиновники напомнили, что переходный период, в который импортеры должны подавать отчетность по СВАМ, но не должны покупать углеродные сертификаты, продлится до конца 2025 года;
  • в Минприроды добавили, что с 1 января 2026 года предприятия металлургической и цементной промышленности, а также производители электроэнергии будут обязаны покупать CBAM-сертификаты, стоимость которых будет соответствовать цене в рамках ЕС СТВ. Доля выбросов, которые ими потребуется покрыть, будет постепенно расти.

И как итог, финальная цитата министерства, правдивость которой разберем ниже:

"Украина продолжает активный технический и политический диалог с Европейской комиссией по вопросам применения механизма СВАМ. Особенно важно наладить межведомственную координацию и совместный диалог с различными институтами ЕК. Украинское бизнес-сообщество является важным и проактивным участником диалога Украина-ЕС".

Украинский бизнес просит государство о помощи

Да, действительно, представители отечественных предприятий обратились к власти с предложением активизировать переговоры с ЕС о порядке применения СВАМ к Украине еще в 2020 году.

Но несмотря на то, что в 2021 году украинское правительство сформировало рабочую группу для согласования подхода по СВАМ и проведения соответствующих консультаций с Еврокомиссией, в течение 3 лет ни одного заседания в рамках этой рабочей группы не состоялось.

Украинский бизнес регулярно настаивал и продолжает настаивать на активизации таких переговоров. Стейкхолдеры четко понимают, что в условиях полномасштабного вторжения проводить декарбонизацию собственных предприятий и вдобавок платить дополнительную углеродную пошлину на одном уровне с европейскими производителями они просто не способны финансово. Поэтому и просят власть договориться с европейскими партнерами об отсрочке применения СВАМ к Украине.

Тем более, что наша страна имеет право на применение к Украине пункта 30.7 регламента CBAM, который предусматривает возможность исключения страны из-под действия CBAM во время действия форс-мажорных обстоятельств, к которым относится война.

Это помогло бы избежать разрушительного влияния этого механизма на украинскую экономику. Если предприятия, которые обеспечивают поступление значительной части налогов в бюджет страны, будут вынуждены прекратить свою деятельность, экономика Украины может не выдержать такого дефицита. А вот при условии применения декларативного принципа, отечественные предприятия могли бы отчитываться ЕС о собственных выбросах, но не платили бы стоимость сертификатов.

В Еврокомиссии об отсрочке ничего не слышали

На следующий день после проведения воркшопа стало известно: на запрос Европейской бизнес ассоциации Еврокомиссия ответила, что до сих пор ни одна страна не обращалась к ним с просьбой об отсрочке во введении экологической пошлины СВАМ.

"На сегодня ни одна страна не обратилась к Европейской комиссии с просьбой сослаться на применение статьи 30.7. Если возникнет такой запрос, Комиссия должна оценить ситуацию и предоставить Европейскому парламенту и Совету отчет, который сопровождается, в случае необходимости, законодательным предложением для решения этих исключительных обстоятельств", – сказано в ответе европейских чиновников.

И вот тут возникает резонный вопрос: а чем уже 4 года занимается рабочая группа по переговорам, созданная Кабмином, если ее члены даже не смогли подать официальное обращение к Еврокомиссии с просьбой об отсрочке CBAM для Украины в условиях форс-мажора?

И почему глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования Олег Бондаренко заявляет о намерении подать такое обращение тогда, когда до полноценного внедрения углеродной пошлины ЕС остается только 8 месяцев?

Чего ждут украинские чиновники? Почему игнорируют просьбы бизнеса о помощи в декарбонизации и облегчении финансового бремени для отечественной промышленности? И как можно спокойно смотреть, как на Украину неуклонно надвигается экономический коллапс в лице СВАМ и ничего при этом не делать? Эти вопросы для нас пока остаются без ответа.

Читайте также
Экокомитет Европарламента поддержал предложения по упрощению CBAM
Экокомитет Европарламента поддержал предложения по упрощению CBAM

Ультраправым группам не удалось внести существенные коррективы в инициативу еврокомиссаров, обнародованную в феврале

Украине жизненно важно получить отсрочку от CBAM: разъяснение эксперта
Украине жизненно важно получить отсрочку от CBAM: разъяснение эксперта

Украинские чиновники должны начать действовать немедленно

ЕС может отсрочить полноценный СВАМ для Украины до 2027 года, – Минприроды
ЕС может отсрочить полноценный СВАМ для Украины до 2027 года, – Минприроды

Но без официального обращения от нашей страны к европейским партнерам этого точно не произойдет

В ЕС уже идет прием заявок на получение статуса декларанта CBAM
В ЕС уже идет прием заявок на получение статуса декларанта CBAM

Полноценное применение механизма углеродной корректировки импорта ЕС начнется с 1 января 2026 года