Специалисты Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) и более 200 экспертов обсудили несостоятельность Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов исправить кризис экологического контроля в рамках реформирования его системы.
Это произошло на круглом столе, посвященном реформе, который объединил представителей органов власти, общественности и бизнеса, ученых и экспертов, сообщает Офис устойчивых решений.
"Концепция от Минприроды сегодня – очередная попытка симитировать реформу, подменяя понятие, предлагая "реформу" без дорожной карты и еще больше усугубляя кризис", – сказала президентка PAEW Людмила Цыганок.
Отмечается, что существующая система экоконтроля имеет ряд пробелов, среди которых:
- отсутствие системы госэкоконтроля, основного закона;
- имеющиеся нормативно-правовые акты содержат неоднозначные положения;
- годами Государственная экологическая инспекция выполняет роль карательного органа без превентивной функции;
- дублирование полномочий из-за чего бизнес испытывает давление;
- отсутствие доверия к органу.
В материале подчеркнули, что система экоконтроля нуждается в реформе. Однако на предыдущие неудавшиеся попытки, продолжающиеся с 2018 года, Украина потратила около 2 миллиардов гривен. Проект новой концепции не содержит информации о:
- необходимости и обоснованности предлагаемых изменений;
- системности, в частности в контексте с Белой и Зеленой книгой реформирования системы государственного надзора (контроля), Плана мер по реализации Концепции;
- научного обеспечения;
- ресурсной обеспеченности предложения, результатов необходимых финансово-экономических расчетов, связанных с реализацией изменений, учет необходимого финансирования в Государственном бюджете на 2024 год.
Заместительница главы парламентского комитета по вопросам экологической политики и природопользования Елена Криворучкина подчеркнула, что реформа не должна стать очередным изменением "вывесок", а должна происходить согласно европейским принципам и требованиям. Качественная реформа должна основываться на анализе предыдущих неудач. Однако никто не проанализировал провал Концепции в 2017 году.
"Я создала международную рабочую группу при Экокомитете, чтобы экспертно подготовить качественные решения, которые принципиально изменят ситуацию", – рассказала она.
Криворучкина добавила, что на сегодняшний день Госэкоинспекция – единственный орган, ответственный за фиксацию экологического ущерба вследствие вооруженной агрессии. Между ликвидацией ГЭИ и запуском нового органа произойдет задержка работы.
"Уже предостережение не в контексте интересов защиты окружающей среды, а в контексте интересов по защите государства во время военного положения – а не сыграет ли такая предложенная Концепция "на руку" агрессору?" – объяснила она.
Член Научно-технического совета ГЭИ и PAEW Андрей Демиденко подчеркнул, что концепция предполагает создание единой интегрированной, прозрачной и эффективной системы надзора (контроля) и мониторинга состояния окружающей среды.
"Добавляя ГЭИ функции современного мониторинга, ее следует превратить не в природоохранную инспекцию, а в природоохранное, а лучше экологическое, агентство", – отметил он.
Напомним, в Государственной экологической инспекции раскритиковали концепцию реформирования системы экоконтроля, в том числе из-за остановки расчета ущерба от российской военной агрессии при формальной ликвидации ведомства.
Ранее ЭкоПолитика анализировала как разворачивалась реформа Госэкоинспекции и почему сейчас ее "хоронят".