Механизм углеродной корректировки импорта: краткий анализ CBAM shutterstock

Механизм углеродной корректировки импорта: краткий анализ CBAM

Валентина Бокий

В ближайшие недели покажут к какому компромиссу придут стороны в вопросе CBAM

Евросоюз до конца 2022 года должен принять CBAM — механизм углеродной корректировки импорта. По этому поводу продолжаются триалоги — неофициальные переговоры между Европейским парламентом и Европейским Советом с участием Европейской Комиссии, в ходе которых нарабатываются совместные подходы к нормативно-правовым актам на основе поправок, предложенных обоими созаконодателями.

Юрист по окружающей среде и эксперт по климатической политике Якуб Беднарек проанализировал механизм в блоге на Ejiltalk, ЭкоПолитика передает краткое содержание материала.

CBAM будет устанавливать цену на выбросы углерода на определенные импортные продукты: цемент, железо и сталь, алюминий, удобрения, электроэнергию. Эта цена отразит стоимость квот на CO2 в системе торговли выбросами ЕС (EU ETS). В теории, выравнивание цены на углерод должно привести к созданию равных условий для производителей из ЕС и третьих стран.

Цель инструмента состоит в том, чтобы защитить ЕС от выбросов углерода, в то же время позволяя принять более строгую национальную политику борьбы с изменением климата, которая должна привести к сокращению выбросов на 55% (по сравнению с уровнями 1990 года) до 2030 года.

CBAM вызывает множество споров, особенно по поводу его совместимости с GATT94 и другими многосторонними соглашениями, заключенными членами мировой торговой организации. Автор блога объясняет возможные отличия между CBAM и принципом общей, но дифференцированной ответственности, а также правом на развитие, которые оба имеют первостепенное значение для наименее развитых государств (НРГ).

Общие, но дифференцированные обязанности

Принцип общей, но дифференцированной ответственности лежит в основе международного климатического права. Согласно ст. 2 абз. 2 Парижского соглашения:

"[это] будет внедрено, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете разных национальных обстоятельств".

Эквивалентные положения можно найти в Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотском протоколе.

Этот принцип обычно понимается как воплощение справедливости в международном климатическом праве. С одной стороны, он признает, что атмосфера является глобальным сообществом и все государства несут общую ответственность за смягчение последствий глобального потепления.

С другой стороны, это указывает на то, что не все страны несут одинаковую ответственность за выбросы парниковых газов и не имеют одинаковых возможностей для сокращения выбросов. Считается, что развитые страны обязаны взять на себя инициативу по борьбе с изменением климата, оставляя другим странам достаточно времени для усиления своих возможностей по этому поводу.

Примером этого является практика подачи Национально определенных взносов в Парижское соглашение (НПО), в котором государства уведомляют о своих предполагаемых целях сокращения выбросов. В среднем развитые страны декларируют более амбициозные цели по сокращению выбросов, чем другие страны, особенно в краткосрочной перспективе.

Корректируя цену на углерод на границе, CBAM приводит к распространению строгих правил ETS ЕС на продукты, импортируемые из третьих стран. Когда регламент вступит в силу, импортеры будут обязаны предоставить сертификаты CBAM, цена которых такая же, как и квоты EU ETS (в настоящее время около 70 евро за тонну CO2-эквивалента), чтобы покрыть выбросы, содержащиеся в продуктах, поставляемых на рынок Европы.

В то же время регламент предусматривает очень ограниченные исключения. Де-юре от его применения будет освобождена только продукция, происходящая из стран, имеющих системы ценообразования на углерод по принципу ограничения и торговли, связанные с EU ETS, которыми являются только государствами с CBAM. Кроме того, де-факто освобождены от финансовых обязательств, изложенных в регламенте CBAM, будут продукты, за которые в стране происхождения была уплачена эквивалентная цена на углерод ЕС ETS.

Несмотря на то, что на НРГ приходится менее 0,1% импорта продукции CBAM в ЕС, потеря доли рынка может оказать губительное влияние на экономику этих государств. К примеру, в 2020 году экспорт алюминия в ЕС составлял почти 7% ВВП Мозамбика. Можно привести весомый аргумент, что ЕС, приняв CBAM в текущей форме, нарушит право на развитие людей, живущих в НРГ, негативно повлияв на экономическую ситуацию в этих государствах, что приведет к росту уровня бедности.

Возможный способ согласования CBAM с обязательствами ЕС по правам человека состоит в том, чтобы юридически обеспечить по крайней мере все доходы CBAM, собранные от продуктов, происходящих из НРД, возвращались в эти государства с целью поддержки декарбонизации и адаптации к изменению климата. Подобное предложение нашло свое место в поправках (ст. 24a) к CBAM, предложенным Европейским парламентом, которые сейчас находятся на стадии переговоров. К сожалению, страны-члены достаточно скептически отнеслись к таким механизмам.

Выводы

ЕС в своих стратегических документах, а также в речах своих официальных лиц решительно подчеркивает цель реализации справедливого зеленого перехода, который "никого не оставит в стороне". Как утверждает автор блога, чтобы реализовать справедливый переход в своем внешнем измерении, ЕС должен придерживаться принципа общей, но дифференцированной ответственности, а также права на развитие, олицетворяющие существенные правовые обязательства. В ближайшие недели, в течение которых будет решена окончательная форма CBAM, покажут, в какой степени профсоюз решит вкладывать свои деньги.

Читайте также
CBAM не завдасть серйозного удару по економіці України – Green Deal Ukraine
CBAM не завдасть серйозного удару по економіці України – Green Deal Ukraine

Производство чугуна и стали сократится почти на 250 млн долларов

Босния и Герцеговина готовится запустить систему торговли выбросами перед введением CBAM
Босния и Герцеговина готовится запустить систему торговли выбросами перед введением CBAM

Эксперты считают, что углеродная пошлина станет угрозой для экономики страны

Специалисты предлагают дополнить CBAM положениями об экспорте
Специалисты предлагают дополнить CBAM положениями об экспорте

Европейские экспортеры могут оказаться в проигрышном положении после введения углеродной пошлины

CBAM: какая сейчас реакция мирового сообщества на введение углеродной пошлины
CBAM: какая сейчас реакция мирового сообщества на введение углеродной пошлины

По мнению аналитиков, механизм углеродной корректировки импорта уже продемонстрировал свой огромный потенциал для стимулирования глобального расширения углеродного ценообразования