Евросоюз до конца 2022 года должен принять CBAM — механизм углеродной корректировки импорта. По этому поводу продолжаются триалоги — неофициальные переговоры между Европейским парламентом и Европейским Советом с участием Европейской Комиссии, в ходе которых нарабатываются совместные подходы к нормативно-правовым актам на основе поправок, предложенных обоими созаконодателями.
Юрист по окружающей среде и эксперт по климатической политике Якуб Беднарек проанализировал механизм в блоге на Ejiltalk, ЭкоПолитика передает краткое содержание материала.
CBAM будет устанавливать цену на выбросы углерода на определенные импортные продукты: цемент, железо и сталь, алюминий, удобрения, электроэнергию. Эта цена отразит стоимость квот на CO2 в системе торговли выбросами ЕС (EU ETS). В теории, выравнивание цены на углерод должно привести к созданию равных условий для производителей из ЕС и третьих стран.
Цель инструмента состоит в том, чтобы защитить ЕС от выбросов углерода, в то же время позволяя принять более строгую национальную политику борьбы с изменением климата, которая должна привести к сокращению выбросов на 55% (по сравнению с уровнями 1990 года) до 2030 года.
CBAM вызывает множество споров, особенно по поводу его совместимости с GATT94 и другими многосторонними соглашениями, заключенными членами мировой торговой организации. Автор блога объясняет возможные отличия между CBAM и принципом общей, но дифференцированной ответственности, а также правом на развитие, которые оба имеют первостепенное значение для наименее развитых государств (НРГ).
Общие, но дифференцированные обязанности
Принцип общей, но дифференцированной ответственности лежит в основе международного климатического права. Согласно ст. 2 абз. 2 Парижского соглашения:
"[это] будет внедрено, чтобы отразить справедливость и принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете разных национальных обстоятельств".
Эквивалентные положения можно найти в Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотском протоколе.
Этот принцип обычно понимается как воплощение справедливости в международном климатическом праве. С одной стороны, он признает, что атмосфера является глобальным сообществом и все государства несут общую ответственность за смягчение последствий глобального потепления.
С другой стороны, это указывает на то, что не все страны несут одинаковую ответственность за выбросы парниковых газов и не имеют одинаковых возможностей для сокращения выбросов. Считается, что развитые страны обязаны взять на себя инициативу по борьбе с изменением климата, оставляя другим странам достаточно времени для усиления своих возможностей по этому поводу.
Примером этого является практика подачи Национально определенных взносов в Парижское соглашение (НПО), в котором государства уведомляют о своих предполагаемых целях сокращения выбросов. В среднем развитые страны декларируют более амбициозные цели по сокращению выбросов, чем другие страны, особенно в краткосрочной перспективе.
Корректируя цену на углерод на границе, CBAM приводит к распространению строгих правил ETS ЕС на продукты, импортируемые из третьих стран. Когда регламент вступит в силу, импортеры будут обязаны предоставить сертификаты CBAM, цена которых такая же, как и квоты EU ETS (в настоящее время около 70 евро за тонну CO2-эквивалента), чтобы покрыть выбросы, содержащиеся в продуктах, поставляемых на рынок Европы.
В то же время регламент предусматривает очень ограниченные исключения. Де-юре от его применения будет освобождена только продукция, происходящая из стран, имеющих системы ценообразования на углерод по принципу ограничения и торговли, связанные с EU ETS, которыми являются только государствами с CBAM. Кроме того, де-факто освобождены от финансовых обязательств, изложенных в регламенте CBAM, будут продукты, за которые в стране происхождения была уплачена эквивалентная цена на углерод ЕС ETS.
Несмотря на то, что на НРГ приходится менее 0,1% импорта продукции CBAM в ЕС, потеря доли рынка может оказать губительное влияние на экономику этих государств. К примеру, в 2020 году экспорт алюминия в ЕС составлял почти 7% ВВП Мозамбика. Можно привести весомый аргумент, что ЕС, приняв CBAM в текущей форме, нарушит право на развитие людей, живущих в НРГ, негативно повлияв на экономическую ситуацию в этих государствах, что приведет к росту уровня бедности.
Возможный способ согласования CBAM с обязательствами ЕС по правам человека состоит в том, чтобы юридически обеспечить по крайней мере все доходы CBAM, собранные от продуктов, происходящих из НРД, возвращались в эти государства с целью поддержки декарбонизации и адаптации к изменению климата. Подобное предложение нашло свое место в поправках (ст. 24a) к CBAM, предложенным Европейским парламентом, которые сейчас находятся на стадии переговоров. К сожалению, страны-члены достаточно скептически отнеслись к таким механизмам.
Выводы
ЕС в своих стратегических документах, а также в речах своих официальных лиц решительно подчеркивает цель реализации справедливого зеленого перехода, который "никого не оставит в стороне". Как утверждает автор блога, чтобы реализовать справедливый переход в своем внешнем измерении, ЕС должен придерживаться принципа общей, но дифференцированной ответственности, а также права на развитие, олицетворяющие существенные правовые обязательства. В ближайшие недели, в течение которых будет решена окончательная форма CBAM, покажут, в какой степени профсоюз решит вкладывать свои деньги.