Мариковский представил новую редакцию законопроекта "Об отходах": что изменилось?

Мариковский представил новую редакцию законопроекта "Об отходах": что изменилось?

Елена Бережнюк

После его принятия регулировать сферу будет НКРЭКУ

Новый текст законопроекта №2207-1-Д "Об управлении отходами" уже несколько недель неофициально распространяли в экспертной среде. И вот наконец его презентовали в целом. Об изменениях в законопроекте ко второму чтению рассказал нардеп, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования Александр Мариковский во время заседания общественного совета Минприроды.

Так каким же обещали сделать рамочный законопроект об отходах и что по факту получилось — разбиралась ЭкоПолитика.

Первое, что должен изменить законопроект "Об управлении отходами" — это иерархию управления отходами, в частности бытовыми. Этой категорией отходов сейчас занимаются органы местного самоуправления, на конкурсной основе отбирают перевозчика, за определенную плату вывозят отходы граждан на полигоны. Но поскольку работа органов местного самоуправления направлена ​​на решение бытовых вопросов, а не на управление бизнес-процессами, как того требует новый закон, поэтому им решили несколько "помочь" и хотят ввести в процесс управления отходами компанию-администратора. Администратор принимает платежи от населения, заключает договор с каждым жителем по определенной стратегии и территориях. Полученные от жителей средства он впоследствии перераспределяет на услуги по обращению с отходами.

Закупать такие услуги собираются через систему Prozorro, но со слов Мариковского, это вызывает определенное сопротивление:

"Нам говорят о том, что города не могут определенное время останавливаться в предоставлении этой услуги, чтобы пойти на тендер и ждать самого дешевого предложения. Хотя, думаю, в нашей стране 90% услуг закупаются через Prozorro, и везде эту проблему находят как решить. Если у нас есть бизнес, который соответствует требованиям, пусть он заходит на тендеры и проявит себя. Такой процедурой закупок будет нивелироваться коррупционность связей между органами местного самоуправления и бизнесом, который помогает обеспечить жилищно-коммунальную услугу по вывозу отходов. Единственное, мы решаем вопрос, чтобы это был не ежегодный конкурс, а один на несколько лет, например, с пятилетним контрактом".

За два года после принятия законопроекта администратора должны получить населенные пункты, насчитывающие от 100 000 человек. Те, где жителей меньше, могут объединяться с соседними общинами и запустить единую систему администрирования. На это у них есть время в пределах 5 лет.

Еще одно из ключевых нововведений законопроекта — появление НКРЭКУ как участника в сфере обращения с отходами. Комиссия будет заниматься тарифной политикой, разрабатывать планы предотвращения образования и управления отходами, выдавать лицензии, утверждать отчеты и договоры и т. Д. В общем — регулировать рынок. Такая централизация управления отходами идет вразрез с концепцией децентрализации, которая длится в Украине уже более 7 лет. Поэтому этот пункт сразу столкнулся с критикой экспертов. Но Мариковский уверяет, без НКРЭКУ обойтись здесь нельзя, как раз из-за коррупционных рисков:

"НКРЭКУ, против которого все выступают, будет заниматься двумя вещами Первое — лицензировать свалки и полигоны. Она должна создать условия, где получить лицензию будет сложно, соответственно процесс захоронения станет дороже. Это будет стимулировать возможность повторной переработки или переработки с выделением энергии. Второе — она ​​будет устанавливать тарифы на захоронение. Почему? Потому что, это ограничит своеобразные "поддавки" от мэров для бизнеса. Мы сможем установить такие тарифы, которые будут побуждать не захоранять отходы".

Еще один важный момент — организация расширенной ответственности производителя. ОРВВ — это отдельная структура, которая будет работать с отходами сугубо от производителей продукции и утилизировать эти отходы за их средства. Для этого в законопроекте бытовые отходы разделили на коммунальные и бытовые, на которые распространяется расширенная ответственность производителя. Оба вида отходов будут собирать отдельно.

Есть в новой редакции и более мелкие дополнения, которые тем не менее имеют важную роль для заинтересованных сторон. Например, изменилась система управления бесхозными отходами, которые сейчас создают огромную проблему для окружающей среды в Украине. Ранее ответственность за них хотели возложить на местные органы самоуправления. Но ко второму чтению все же уточнили, что теперь такие отходы будут принадлежать собственнику земельного участка, на котором находятся. И только если участок бесхозный, тогда владельцем отходов является территориальная община.

Отдельный вопрос это металлолом. Тех, кто занимался им, хотели обязать регистрировать прекращение статуса отходов для металлолома в Минприроды. Но прежде металлолом, как продукт, они уже должны были регистрировать в Минэкономики. Фактически, это должно было быть двойное регулирование. Поэтому эту категорию отходов решили несколько разделить:

"Переходными положениями мы сделали стандарт продукта металлолома и вносим изменения в закон о металлоломе. За ним, когда стандарт соблюдается, металлолом значится как продукт, если нет — значит это отходы металла. Отходы металла должны прекратить статус отходов, как и положено. Если это продукт — мы им не занимаемся", — пояснил Мариковский.

Все эти нормы по факту должны привести к тому, чтобы в Украине меньше отходов отвозили на полигоны, и количество самих полигонов — тоже уменьшалось. В законопроекте, к слову, закладывают также условия, каким образом эти полигоны должны выводиться из эксплуатации и поддерживаться после вывода.

Нардеп Мариковский заверил, законопроект "Об управлении отходами" могут проголосовать уже через месяц. Правда несмотря на то, что он до сих пор не прошел рассмотрение подкомитета и этот процесс всячески затягивается, вероятность принятия законопроекта до новогодних каникул кажется очень призрачной.

Реформирование системы управления отходами началось еще в 2016-м, но до сих пор существенных сдвигов в этом направлении не произошло. Сейчас сфера отходов — это возможность нажиться для недобросовестных дельцов отрасли в сочетании с возможностью избежать лишних расходов для недобросовестных производителей. Одни и другие в прозрачной системе управления и ориентации на вторсырье не особо заинтересованы. А судя по затягивании рассмотрения законопроекта, их влияние на нашу политику весьма значительно. Конечно, в предложенном документе есть недостатки, в том числе многих экспертов настораживает строго-централизованная система управления процессом, в которой видят риски злоупотреблений. При этом, сами авторы такие риски видят в децентрализации управления отходами. Кто из них более близок к истине — мы узнаем только когда законопроект вступит в силу. В любом случае, пока он бродит комитетом, рисков гораздо больше.

Читайте также