По состоянию на сегодня Киев покинул ряды самых грязных городов планеты по версии портала IQair, мониторящего состояние воздуха в мире в режиме реального времени. Об этом свидетельствуют обновленные данные портала. Сейчас картина кардинально отличается от той, которая была всего неделю назад.
1 января Первый деловой канал сообщил, что столица заняла 15 строчку антирейтинга по версии портала IQair, который мониторит состояние воздуха в мире в режиме реального времени. Через два дня, 3 января, агентство Информатор известило о 45 месте Киева в грязной полусотне. По состоянию на сегодняшний день украинская столица стала 89-й среди 96 крупных городов мира, попавших в рейтинг IQair. Иными словами, Киев занял восьмое место по качеству воздуха, опередив такие европейские столицы как Париж, Хельсинки и Лондон.
Есть ли смысл гордиться победой сейчас и был ли смысл бить тревогу несколько дней назад? Такие резкие перепады в показателях могут свидетельствовать о недостаточной объективности данных и несколько случайном их характере.
Кроме того, то 45 место антирейтинга Киев занял с индексом качества воздуха 53 – а это совсем близко к нормальному – 50. Зафиксированный 1 января индекс 140 это, конечно, много. Но уже через неделю он сошел почти на нет (нынешний индекс – всего 12, утром был - 4). Поэтому вряд ли речь идет о какой-то стабильной проблеме с выбросами.
К регулярному мониторингу
Значит ли это, что данные рейтинга можно просто игнорировать? Отнюдь. Он ведь фиксирует реальные всплески загрязнения – пусть даже локальные и временные. А о том, чтобы картина загрязнений воздуха в столице была более полной и регулярной, должны позаботиться уже не швейцарские исследователи из IQair, а отечественные учреждения.
Киевсовет уже заявил о своем намерении создать современную муниципальную систему контроля качества воздуха. Это зафиксировано в "Экологической стратегии Киева до 2030 года", которую депутаты столичного горсовета приняли в конце прошлого года.
Речь идет об обустройстве комплексов для забора проб и определения концентрации веществ в атмосферном воздухе, а также единого центра обработки данных. При этом данные о состоянии загрязнения должны быть открыты, чтобы каждый житель столицы мог отслеживать качество воздуха в режиме реального времени онлайн и в мобильном приложении.
Кроме того уже в ближайшее время должна быть создана комиссия по разработке плана мероприятий по улучшению качества воздуха в столице - при участии представителей Госпотребслужбы, Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Киевской горгосадминистрации, Госагентства по управлению зоной отчуждения и Центральной геофизической обсерватории им. Бориса Срезневского
Минус 20% для выбросов
В Стратегии отмечено, что в настоящее время в Киеве плотность выбросов в расчете на 1 км2 превышает средний показатель по Украине в 8 раз. На самом деле, этот показатель вряд ли стоит драматизировать. Выбросы больших городов в любом случае выше, чем в среднем по стране.
Воздух в Киеве где-то в полтора раза чище, чем в курортной Одессе. Впрочем, это свидетельствует не столько об атмосферном благополучии столицы, сколько о воздушных проблемах Черноморской Жемчужины.
Поэтому в упомянутой Стратегии предусмотрено, что к 2030 году плотность выбросов в столице должна быть снижена где-то на 20%.
Для этого собираются внедрить проекты альтернативной энергетики и экологически безопасных технологий. В частности, запланирована реконструкция Дарницкой ТЭЦ-4, предусматривающая ее отказ от угля. Также должен быть построен комплекс по переработке органических отходов и производству биогаза. Этот газ будет давать зеленую электрическую и тепловую энергию для нужд города.
Для освещения столицы намерены использовать фонари на солнечных батареях.
Многие меры в стратегии направлены на то, чтобы уменьшить выбросы транспорта, двигающегося по улицам города. На него в настоящее время приходится более 80% выбросов в столичный воздух.
Раньше ЭкоПолитика сообщала, что в последние дни в прошлом году в Киеве была зафиксирована повышенная концентрация формальдегида в воздухе.