На совместном заседании Комитетов Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики и природоохранной деятельности состоялась перепалка между нардепом Романом Иванисовым и заместителем министра защиты окружающей среды Романом Шахматенко. Причиной стали замечания нардепа к законопроекту №3091 "О государственном экологическом контроле".
ЭкоПолитика следила за онлайн-трансляцией заседания.
Во время своих выступлений Шахматенко и автор законопроекту Александр Мариковский подчеркнули, что все замечания членов антикоррупционного комитета будут учтены ко второму чтению законопроекта. В ответ Иванисов заявил, что за все время его депутатства он впервые видит, чтобы замечания были учтены не к первому, а ко второму чтению.
В дальнейшем между политиками состоялся такой диалог:
Иванисов: "Впервые за время моей каденции (за два года), что-то будет меняться ко второму чтению. Это очень интересно, конечно. А почему мы сразу это не учтем? То есть, вы соглашаетесь с тем, что этот проект не является идеальным?"
Шахматенко: "Нет, я не согласен. Я согласен с тем, что могут быть разные видения и решения. Предложенное нами решение — с ним могут не соглашаться народные депутаты".
Перед тем, как озвучить свои замечания, Иванисов высказал мнение, что никакие изменения ко второму чтению законопроекту так и не учтут. По его словам, новая редакция законопроекту содержит несогласованности — как между нормами самого закона, так и между другими законодательными актами. Указанное в совокупности составляет коррупционные факторы, а законопроект выглядит таким, что содержит коррупционные риски.
- В проекте закона значительно расширено количество оснований для проведения внеплановых проверок, за счет выходящих за пределы природоохранной сферы. Упрощенное применение оснований уже предусмотрено в базовом законе части 2-й Статьи 15-й проекта. Так предусмотрены и новые основания: обращение органов досудебного расследования в рамках уголовного производства — пункт 12, обращения общественного объединения, органов местного самоуправления о нарушении требований природоохранного законодательства — пункт 3. Подобные основания законом "Об основах государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности" не предусмотрены. Несогласованность законодательства может стать потенциальной опасностью для злоупотребления контролирующих органов и является коррупциогенным фактором.
- Несогласованность законопроекта о полномочиях лиц контролирующего органа. Статус и полномочия государственных инспекторов окружающей природной среды — Статья 20, оплата труда государственных инспекторов законопроектом не определена. Также не содержат упоминания о государственных инспекторах по охране окружающей среды. Таким образом юридически не определена норма законопроекта является коррупциогенным фактором.
- Расширяются полномочия органов местного самоуправления. Законопроектом соответствующие сферы и способы их осуществления не предусмотрены, что создает основания для превышения этими органами своей компетенции. Не учитывает уже действующие нормы по контролируемых функциях в сферах государственного экологического контроля местных органов исполнительной власти. В соответствии с пунктом 14 части первой Статьи 23-й проекта, не выполнены требования о полном или частичном приостановлении производства, изготовлении или реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг, изложенных в предписании по устранению нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия государственного экологического контроля влечет за собой наложение штрафа. В то же время, состав указанного выше правонарушения не коррелируется с полномочиями должностных лиц органов ГЭИ при осуществлении мероприятий государственного экологического контроля — Статьи 18-проекта. Которые сейчас отсутствуют.
- Не отвечает принципу юридически определенных законодательная инициатива о нарушениях субъектами трактовки законодательства об охране окружающей природной среды. В то же время, норма "другие" позволит принимать решения, руководствуясь собственными взглядами, что является дискредиционной нормой и корупционогенним фактором. Частью 8-й статьи 14 законопроекта предусмотрено, что совершение в предыдущих периодах нарушений законодательства об охране окружающей природной среды предусмотренных Статьей 23-й этого закона является основанием для сокращения срока периода осуществления следующей плановой проверки. Таким образом проект содержит дискредитационные полномочия контролирующих органов для сокращения промежутка времени между последовательными визитами на объект, не ограниченные временными промежутками и не базирующиеся на предварительно разработанной программе проверок.
"Мы рассматривали этот законопроект полгода назад, говорили о нем. На сегодняшний день доработанный законопроект ни чертежа не сделал по этим замечанием", — подчеркнул Иванисов.
В ответ Шахматенко объяснил основные замечания: "Перечень внеплановых оснований действительно был расширен, так как на сегодня есть два основания для проведения внеплановых проверок — обращение физического лица, что само по себе довольно коррупциогенное и порождает очень много неопределенностей. Мы несколько расширили, в частности включили данные мониторинга и обращение в рамках досудебного следствия. Сейчас мы имеем коллизию. Второй вопрос — неопределенность статуса экоинспекторов. Мы не выходим из-под действия закона о государственной службе и центральных органов исполнительной власти. Относительно любых дискредиционных полномочий по сокращению сроков — мы вас слышим и готовы учесть ко второму чтению".
Как сообщала ЭкоПолитика, 14 мая в Верховной Раде зарегистрировали проекты постановлений о вынесении на голосование двух экологических законопроектов №4167 "О промышленном загрязнении" и №3091 "Об экоконтроле".