В ЕБА назвали главные достижения в экологической сфере в 2021 году Shutterstock

В ЕБА назвали главные достижения в экологической сфере в 2021 году

Екатерина Белоусова

Центральным событием года стало утверждение Правительством Второго Национально определенного взноса (НВВ2) в Парижское соглашение

В 2021 г. произошли качественные изменения для бизнеса в экологических реформах благодаря длительным дискуссиям, ряду принятых законов и климатических обязательств.

О перечне достижений и недоработок в этом году сообщает координатор Комитета по промышленной экологии и устойчивому развитию Ольга Бойко в блоге для "Экономической правды".

В этом году Минприроды утвердило приказ №297, что позволило унифицировать для всех областей перечень документов для получения разрешения на выбросы благодаря обращению Европейской Бизнес Ассоциации.

20 октября ВРУ поддержала законопроект №4507 об обеспечении энергоэффективности при производстве, транспортировке, передаче, распределении, снабжении и потреблении энергии. Также впервые в Украине устанавливаются требования по энергоэффективности закупок и аренды зданий органами власти, а также обязанность ежегодно закладывать в Госбюджет финансирование программ по энергоэффективности не менее 1% от общей суммы расходов.

Благодаря постановлению КМУ №1060 разблокирован механизм государственного финансирования природоохранных мероприятий в бизнесе. Размер государственного пособия может достигать 100% необходимых средств.

“Впрочем, все чаще случаются случаи, когда государственная помощь, предоставлятелями которой являются органы власти центрального и местного уровней, признается незаконной. Например, в связи с уже имеющимися льготами или другими формами государственной поддержки в компании или если сами поставщики такой помощи не соблюдали установленную процедуру и сроки информирования о таких кейсах АМКУ и т.д. Поэтому пока бизнес достаточно осторожно относится к этому инструменту", – говорится в блоге.

Центральным событием года стало утверждение Правительством Второго Национально определенного вклада (НВВ2) в Парижское соглашение, согласно которому Украина имеет новую климатическую цель – сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 65% по сравнению с 1990 годом. Это более амбициозная цель чем в ЕС (55%) и может быть дополнительным козырем на международных переговорах.

Для реализации этой цели понадобится 102 млрд евро, из которых большинство – это средства бизнеса, другие механизмы финансирования сейчас прорабатываются.

"Однако, при отсутствии доступа к международному финансированию и разработанной дорожной карте и секторальным политикам, реализация НВВ2 может оказаться неподъемным финансовым бременем для бизнеса, которому проще будет перенести свои активы в другие страны с более благоприятными инвестиционными условиями", – рассказала координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Ольга Бойко.

Несмотря на смелую климатическую цель, возможная пограничная углеродная корректировка (СВАМ) остается под вопросом в Украине. Так, с позиции Минэкономики СВАМ нанесет урон украинской экономике и является дополнительной надстройкой к уже существующим отношениям между Украиной и ЕС.

Поскольку Украина разделяет климатические цели и амбиции ЕС и обязалась приблизить свою экологическую и климатическую политику к правилам ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации, украинские организации вправе быть исключены из сферы действия CBAM.

Возможные преимущества производителей из ЕС из-за бесплатных квот и доступа к поступлениям от CBAM дискриминируют украинскую продукцию и украинских производителей,

"Бизнес-сообщество благодарно Минэкономики и готово сотрудничать с Правительством Украины и ЕС по всем элементам климатической политики с целью внесения соответствующих изменений в проект регламента по СВАМ", – говорит Бойко.

В 2021 году была создана Специализированная экологическая прокуратура, которая усилит противодействие преступлениям против окружающей среды, ведь наибольший ущерб государство получает именно из-за незаконного использования природных ресурсов.

Также были внесены изменения в Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ), что поможет выполнить евроинтеграционные обязательства в сфере уменьшения промышленного загрязнения. Разработанный Нацплан предполагает снижение на 72% выбросов оксидов азота к 2033 году, на 95% выбросов серы и пыли к 2028 году.

Бойко также отметила важность принятия закона, который повышает отдельные экологические налоги. Уже с 1 января 2022 г. ставки эконалога за сбросы загрязнения в воду увеличиваются на 30% и постепенно повышаются в восемь раз к 2025 году, на 5% возрастут ставки на выбросы в воздух, а за размещение отходов – на 10%.

“Средства от уплаты налога на выбросы СО2 в Украине поступают в общий фонд госбюджета и не имеют целевого назначения. В 2020 году Украина получила от налога на углерод около 940 млн. гривен, но эти деньги пошли преимущественно на борьбу с коронавирусом и на строительство дорог”, – говорит Бойко.

Напомним, в Украине состоялся четвертый "Лесной диалог".

Читайте также
Экообязательства по евроинтеграции выполнины на 80%
Экообязательства по евроинтеграции выполнины на 80%

В 2023 году в Украине приняли 5 евроинтеграционных экологических законов

ТОП-10 украинских компаний, которые реализуют зеленые проекты
ТОП-10 украинских компаний, которые реализуют зеленые проекты

В Виннице предприятия установили более 10 МВт мощностей солнечных электростанций для собственных нужд

Бучанская школа стала единственной эко-сертифицированной школой в Украине
Бучанская школа стала единственной эко-сертифицированной школой в Украине

Заведение построено по современным строительным нормам с учетом требований стандартов энергоэффективного зеленого строительства

Украинский стартап запустит производство экоупаковки из листьев во Франции
Украинский стартап запустит производство экоупаковки из листьев во Франции

Стартап позволяет не вырубать деревья ради производства бумаги, а городам – утилизировать опавшие листья и скошенную траву