Работники Государственной экологической инспекции во время проведения плановых проверок в лесных хозяйствах проигнорировали незаконные санитарные рубки в "сезон тишины".
К такому выводу пришли в международной благотворительной организации "Экология —
Право — Человек".
Напомним, что с 1 апреля по 15 июня в Украине продолжается "сезон тишины" — это период массового размножения диких животных, в течение которого запрещаются работы и мероприятия, которые могут стать источником повышенного шума и беспокойства животных. Среди таких и осуществление санитарных рубок леса.
Вопреки законодательству в ряде лесхозов этим требованием пренебрегают и активно заготавливают древесину путем санитарных рубок. Незаконные в этот период санитарные рубки, по данным Открытого реестра лесорубных билетов провели и два предприятия, в которых Госэкоинспекция осуществила плановые проверки, — это Кременчугский и Октябрьский лесхозы.
Однако ни в одном из них инспекторы ГЭИ не зафиксировали незаконных "санитарок", хотя проверки длились по 10 дней, при участии от 6 и 11 инспекторов. В результате был выявлен ряд других нарушений: от несоблюдения условий вывода из ОВД и самовольных рубок десятков деревьев, к таким формальным вещам, как представления статистической отчетности по отходам и водопользованию и не проведение аттестации специалистов в сфере обращения с отходами.
Между тем Кременчугский лесхоз 10 марта выписал себе лесорубный билет ПО 019556 на проведение сплошных санитарных рубок в Саловском лесничестве. Экоактивисты отметили, что проведение сплошных санитарных рубок Кременчугским лесным хозяйством можно четко зафиксировать на свежих спутниковых снимках миссии Sentinel 2.
В частности, если проанализировать спутниковые снимки участков, где запланированы рубки, согласно этому билету, по состоянию на начало сезона тишины и свежие имеющиеся, то можно обнаружить, что в промежутке 11 апреля — 14 мая была проведена сплошная рубка в 4-м выделе 46-го квартала. В то же время на другие рубки в этом квартале, кроме санитарных, лесхоз не получал лесорубных билетов.
"Аналогичная ситуация со сплошной санитарной рубкой в изд. 6 кв. 28 Саловского лесничества, где рубка "появилась"в промежутке 30 марта — 14 мая", — добавили в ЭПЛ.
"Инспекторы ГЭИ при желании могли при проверке проверить акты приемки древесины на лесосеках и товарно-транспортные накладные на эту древесину, в которых четко указывается дата проведения каждой рубки, и установить факты нарушений. Или тоже использовать данные спутникового мониторинга, поскольку еще в конце прошлого года Госэкоинспекция отчиталась, что начинает применять такой метод для отслеживания природоохранных правонарушений, — обратили внимание активисты. — Вопросы "сделано ли это?" и "почему нет результатов в актах проверки?" остаются открытыми..."
Еще одну проверку планировалось провести во Врадиевском лесхозе, куда инспекторов не пустили. Поэтому предприятие отделалось только штрафом в 255 гривен. Согласно данным Открытого реестра лесорубных билетов, там тоже потенциально проводились незаконные "санитарки".
Учитывая это, экоактивисты МБО "Экология — Право — Человек" отметили, что в современном виде Государственная экологическая инспекция, за отдельными исключениями, остается недейственным контролирующих органом: "предприятия-нарушители могут просто не допускать ее работников для проведения проверки, но и сами инспекторы часто не находят существенных нарушений природоохранного законодательства, фиксируя одновременно несущественные правонарушения", — пояснили в ЭПЛ.
Отмечается, что Украине очень нужна полноценная реформа государственного экологического контроля с созданием нового ответственного ЦОИВ, усилением функций и ответственности экологических инспекторов, а также ответственности нарушителей природоохранного законодательства. Это предусматривает законопроект № 3091, который в ближайшее время будет проходить повторное первое чтение в парламенте.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, организация охраны окружающей среды "Украинская природоохранная группа — UNCG" обвинила Государственную экологическую инспекцию в том, что та часто покрывает лесонарушение, вместо того, чтобы с ними бороться.