Факты и слухи вокруг украинского НВВ2 shutterstock

Факты и слухи вокруг украинского НВВ2

Олекса Франко

Пока что документ, который определяет климатическую политику Украины на международной арене на следующие 5 лет, выглядит довольно нелепо

Новость о том, что Минприроды винесло на общественное обсуждение проект второго Национально определенного вклада Украины в Парижское соглашение произвела эффект бомбы в профильной среде. Сразу возникло много вопросов: кто, когда и где писал текст проекта и почему не было проведено консультаций с профильными министерствами, отраслевыми экспертами, экологами, бизнесом, которые так обещали в Минприроды?

Теперь имеем справедливое возмущение экспертной среды, почти полную тишину от представителей власти с анализом документа, единичные комментарии ассоциаций и цифры, ну и много предположений...

Основной месседж НВВ2 — цель Украины относительно сокращения выбросов парниковых газов гораздо более амбициозные чем в странах ЕС. Мы декларируем сокращение на 65% от уровня 1990 года, тогда как большинство европейских стран приняли цель в 55%. Как так получилось и неужели наша страна, экономика которой находится в кризисном состоянии, может себе это позволить?

ЭкоПолитика решила проанализировать основные факты и слухи вокруг украинского НВВ2.

Первое, что стоит запомнить — проект НВВ2 по сути нужен только одному министерству — Минприроды. В составе которого сейчас сидят бывшие экоактивисты, грантоеды и чиновники, которые своими действиями наталкивают на мысль, что им безразлично будущее Украины. Ведь без договоренностей с другими министерствами ратифицировать документ не получится, а в правительстве уже начали выражать свое "фи".

Временно исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко уже публично заявил — для энергетического "зеленого" перехода Украина должна сделать больше, чем просто декларировать свою приверженность этому курсу.

"Мы должны сделать больше, чем просто что-то задекларировать. Общемировая тенденция, которая предусматривает "зеленый" переход может стать двигателем для изменений в Украине", — сказал он.

Источник: "Экономическая правда"

Стоит напомнить — в проекте НВВ2 сказано, что к 2030 году выбросы в секторе производства энергии и тепла должны уменьшиться примерно на 38%. Для достижения таких сокращений в течение следующего десятилетия потребуются инвестиции в размере 26 млрд евро, большая часть из которых (20 млрд евро) придется на новые генерирующие мощности.

Также Витренко между прочим добавляет, что рост ВИЭ в Украине и так превзошел все ожидания. Сейчас производителей должны отключать от энергосистемы из-за небалансов. Таким образом инвесторы теряют деньги, а иногда еще и получают штрафы из-за перепроизводства.

"Украина должна сосредоточиться на технологиях хранения энергии. Рост возобновляемых источников энергии превзошел ожидания. (Также следует сосредоточиться. - Ред.) На "зеленом" водороде, производстве энергии из биомассы и т.д.", — сказал он.

В целом, же, по оценкам экспертов, на реализацию НВВ2 промышленным предприятиям необходимо инвестировать 256 млрд евро в экомодернизацию.

По официальным заявлениям Минприроды, государство готово выделить 5% от этой суммы. Остальные 95% по замыслу чиновников должны вложить предприятия за счет собственных средств. Об этом прямо сказано в Концепции зеленого энергетического перехода Украины-2050.

Как стало известно ЭкоПолитике, Министерство инфраструктуры также не поддерживает документ, поскольку не понимает план перехода государства на электротранспорт. В частности, льготы для так называемых "евробляхеров" на ввоз подержанных автомобилей противоречат общей стратегии снижения выбросов от транспортных средств, которые растут в последнее время.

Украина одновременно пытается делать вещи, которые прямо противоречат друг другу, что делает невозможным их выполнение. Так может стоит наконец определиться, мы "с умными или с красивыми"?

Предполагаем, что Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства также против НВВ2 из-за неопределенности в реформе ЖКХ и ее непонятной совместимостью с положениями НВВ2.

Наши источники утверждают, что против амбициозных планов в НВВ2 выступает и Министерство экономического развития и торговли. В ведомстве предупреждают, что приток инвестиций в Украину падает, поэтому достать деньги на декарбонизацию просто неоткуда.

Большинство министерств с опаской относится к проекту, поскольку четко не определены источники финансирования мероприятий. В правительстве не верят в экологические реформы министра Абрамовского и не спешат их поддерживать. Большинство министерств, по данным наших собеседников, считают, что в рамках обязательств Украины в Парижское соглашение должны быть представлены секторальные рабочие планы с подробным финансированием каждого направления.

Источник: "Слово и дело"

Отдельные народные депутаты уже заявляют, что вопрос НВВ2 нужно вынести на заседание Совета национальной безопасности и обороны. По мнению Мусы Магомедова, реализация положений НВВ2 приведет к полной деиндустриализации Украины. Проще говоря — документ "похоронит" промышленность.

"Наиболее реалистичным сегодня выглядит сценарий полной деиндустриализации Украины. У страны без промышленности нет будущего. Поэтому, считаю, что вопрос обеспечения "зеленого" перехода украинской экономики должен быть вынесен на СНБО, как вопрос национальной безопасности", — считает народный депутат.

По информации наших источников, по поводу НВВ2 возмущается и Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Причина проста — в документе Украина обязуется взять на себя ответственность за уменьшение выбросов на ВСЕЙ территории Украины. В частности, и во временно оккупированных Крыму и Донбассе. Получается, что Украина должна нести ответственность и за то, что происходит на неподконтрольных территориях. А это уже создает огромную проблему для министерства.

Украинская ассоциация бизнеса и торговли (UBTA) и Центр экономического восстановления уже стали инициаторами того, чтобы направить письмо к премьер-министру Денису Шмыгалю с просьбой отклонить проект НВВ2. Подписавшими стали представители украинских бизнес-ассоциаций и 14 ассоциаций агросектора.

В письме указано, что реализация целей по декарбонизации экономики потребует привлечения значительного объема инвестиций. При этом, именно бизнесу придется найти заявленные Минприроды 102 млрд евро инвестиций до 2030 года.

"В условиях неопределенности происхождения финансовых ресурсов для реализации климатических целей государства, члены UBTA выражают беспокойство за перекладывание этого бремени на плечи отечественного бизнеса. Кроме этого, возникает вопрос, почему оценка потребности в инвестициях в проекте распоряжения Кабинета министров значительно отличается в меньшую сторону от финансовых оценок, ранее приведенных международной группой экспертов, относительно сценариев НВВ2", — считают представители бизнеса.

Речь идет о представленных в мае 2020 года модельных сценариях НВВ2. Согласно комбинированному сценарию, капитальные инвестиции оценивались в 200-300 млрд евро.

Руководитель брюссельского офиса UBTA Назар Бобицкий выступил с ультимативным заявлением — или правительство предоставляет экономические расчеты, откуда брать средства на реализацию НВВ2, или украинские производители будут требовать пересмотра документа.

"Реалистичный НВВ2 требует качественного обоснования экономических расчетов, а именно, четкого объяснения, из каких источников частный сектор должен брать средства на выполнение амбициозных планов Минэкологии. Кабинет Министров должен применить трезвый и взвешенный подход, подключив к доработке НВВ2 другие ведомства, а также бизнес. В противном случае украинские производители должны требовать пересмотра параметров НВВ2", — сказал он.

По нашей информации, проект также не поддерживают в Европейской бизнес Ассоциации, "Укрметалургпроме", "Федерации металлургов Украины", Ассоциации "Укрцемент", Союзе химиков Украины.

В частности, представители перечисленных Ассоциаций считают неприемлемым тот факт, что модернизация должна состояться фактически только за счет самих предприятий.

В ЕС предприятиям предоставляют гранты для компенсации части кредитов на закупку энергоэффективного оборудования или оптимизацию технологических процессов на производстве. Кроме того, на экологическую трансформацию промышленности страны выделяют средства из госбюджета. Например, правительство Германии выделило 2 млрд евро на выполнение европейской инициативы Green Deal.

Источник: Shutterstock

Пока документ, который определит климатическую политику Украины на международной арене на следующие 5 лет выглядит довольно нелепо. На первый взгляд, украинский НВВ2 писали в спешке и без учета реалий повестки дня, а ответа на вопрос "Где взять на это деньги?" кажется не знают даже в самом министерстве и даже не задумываются, что будет дальше...

Читайте также
В Украине разработали план для обновленного Национально определенного вклада
В Украине разработали план для обновленного Национально определенного вклада

Украина должна внести свой вклад в глобальную борьбу с изменением климата

Экокомитет Верховной Рады подвел экологические итоги года
Экокомитет Верховной Рады подвел экологические итоги года

В ходе обсуждения акцентировали внимание на вопросах климатической политики и декарбонизации экономики

Стало известно, когда Минэкологии разработает план имплементации НВВ2
Стало известно, когда Минэкологии разработает план имплементации НВВ2

Украина должна сократить выбросы парниковых газов на 65% от уровня 1990 года по 2030 год

Украина сама будет привлекать средства на "зеленую" трансформацию, — Стефанишина
Украина сама будет привлекать средства на "зеленую" трансформацию, — Стефанишина

К саммиту в Глазго Украина ожидала, что получит в рамках СОР26 определенные преференции