ЕС обвинили в слишком амбициозной климатической и энергетической политике shutterstock

ЕС обвинили в слишком амбициозной климатической и энергетической политике

Екатерина Белоусова

В ожидании энергетической катастрофы национальные правительства сжигают больше угля и снова открывают грязные электростанции

ЕС проводит слишком амбициозную и дорогостоящую политику декарбонизации, в то время как государства-члены пытаются гарантировать необходимое энергоснабжение и борются за то, чтобы хранилища газа были заполнены.

Об этом заявил старший научный сотрудник Центра европейских исследований имени Вильфрида Мартенса в Брюсселе Димитар Лилков, назвавший стратегию ЕС по климату и энергетике тревожно биполярной, сообщает EURACTIV.

В материале отметили, что на первый взгляд климатическая повестка дня ЕС в разгаре. Ведь Европарламент достиг внутреннего компромисса по реформе Системы торговли выбросами (ETS) и CBAM, а Еврокомиссия представила амбициозный план по прекращению зависимости ЕС от российского ископаемого топлива.

Однако ситуация на месте усугубляется.

“Европейские столицы пытаются справиться с одним из самых разрушительных энергетических кризисов в истории Союза. Менее чем через год оптовые цены на электроэнергию удвоились, а иногда даже утроились на всем континенте, тогда как спотовые цены на газ и сырую нефть достигают рекордных значений”, – говорится в сообщении.

Так, Италия, Испания, Франция и Германия за несколько месяцев потратили от 30 до 40 миллиардов каждая, чтобы смягчить удар для домохозяйств и промышленности. Российская компания "Газпром" полностью прекратила или существенно сократила поставки природного газа по меньшей мере в 10 стран ЕС, что заставляет политиков волноваться по нормированию электроэнергии зимой. Германия уже начала ограничивать горячую воду, затемнять уличные фонари и призывать граждан экономить энергию.

Увеличение импорта СПГ из альтернативных источников жизненно важно, но терминальная инфраструктура и глобальные предложения остаются ограниченными.

В ожидании энергетической катастрофы национальные правительства сжигают больше угля и снова открывают грязные электростанции по всей Европе.

Между климатическими целями ЕС и жесткими реалиями на энергетическом фронте растет несоответствие. Ожидайте, что этот разрыв увеличится, поскольку кризис может длиться дольше нескольких месяцев.

"ЕС должен стоять на своем и стараться держать национальные правительства под контролем, чтобы долгосрочная трансформация европейской экономики оставалась одним из наших общих приоритетов", – подчеркнули в материале.

Однако политическая инерция внутри Комиссии и ее одержимость легкими и нереальными решениями могут подорвать ее доверие как компетентного посредника в вопросах климата и энергетики. Или убедить в том, что текущая политика климата разработана для благоприятных условий, которые не характерны для постпандемической экономики, активной войны и угрожающей глобальной рецессии.

ЕК настаивает на увеличении цели ЕС для возобновляемых источников энергии до 45% к 2030 году, однако для около половины стран-членов этот показатель ниже 20%. Кроме того, 60% ВИЭ в ЕС фактически производится из биомассы (то есть сжигания древесины и урожая).

Лилков отметил, что ВИЭ остаются чрезвычайно важными для общих европейских интересов, но их прерывистость, низкая плотность мощности и ограниченные свойства хранения, к сожалению, ограничивают их положительное влияние.

Комиссия предложила общий механизм закупки, обсуждающий контрактные цены на газ от имени стран-участниц, по адаптированному принципу закупки вакцины против COVID-19. Однако национальные столицы имеют долгосрочные двусторонние контракты с поставщиками и предпочитают иметь автономию и гибкость для ведения переговоров самостоятельно.

Только несколько стран-членов ЕС заинтересованы в участии в таком совместном механизме закупок.

Также вызывает озабоченность сосредоточенность Брюсселя на возобновляемых источниках энергии, водных и тепловых насосах, ведь эти целые дорогие, длительные для достижения и недостаточные для компенсации текущей инфраструктуры ископаемого топлива.

“К сожалению, стратегия ЕС по климату и энергетике стала тревожно биполярной. Брюссель постарается держать позицию как глобальный маяк декарбонизации и проводить слишком амбициозную и дорогостоящую политику. Параллельно национальные столицы будут отчаянно пытаться гарантировать необходимое энергоснабжение и бороться за то, чтобы газовые хранилища были заполнены и освещены”, – подчеркнул Лилков.

ЕС, ответственный за менее чем 7% мировых выбросов парниковых газов, играет важную роль в побуждении международных партнеров к их собственным вкладам. Однако остальные глобальные загрязнители были далеки от сокращения собственных выбросов углерода за последнее десятилетие.

"Нравится вам это или нет, ожидайте, что европейские политики станут беспощадными по энергетике и чрезвычайно прагматичными по климату", – добавил он.

Напомним, во Франции энергоемкие компании переводят свои газовые котлы для работы на мазуте, нефти и углей во избежание отключений электроэнергии в случае дальнейшего сокращения поставок российского газа.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, четыре крупнейшие политические группы Европарламента подали совместные поправки в пересмотренный закон об энергоэффективности и предлагают повысить цель энергосбережения до 14,5% к 2030 году.

Читайте также
В Иордании контейнерный порт объявил амбициозный план декарбонизации до 2040 года
В Иордании контейнерный порт объявил амбициозный план декарбонизации до 2040 года

В будущем углеродный нейтралитет станет важным критерием для ведения бизнеса в секторе логистики и транспорта

В ЕС одобрили €3 млрд на экомодернизацию централизованного отопления Германии
В ЕС одобрили €3 млрд на экомодернизацию централизованного отопления Германии

Ожидается установка 681 МВт возобновляемых тепловых мощностей в год

Эксперты объяснили, как высокие цены на энергию стимулируют декарбонизацию. Инфографика
Эксперты объяснили, как высокие цены на энергию стимулируют декарбонизацию. Инфографика

Учитывая, что цена на углерод в Европе составляет около €90 за тонну – 40–60% выбросов можно уменьшить экономически

В Латинской Америке авиакомпания LATAM сделала шаг к декарбонизации отрасли
В Латинской Америке авиакомпания LATAM сделала шаг к декарбонизации отрасли

DACCS также имеет потенциал играть роль в разработке экологически чистого синтетического авиационного топлива