Эксперты рассказали, кто и как зарабатывает на незаконных рубках лесов в Украине

Эксперты рассказали, кто и как зарабатывает на незаконных рубках лесов в Украине

Анна Великая

Они утверждают, что нелегальная заготовка древесины в Украине составляет миллионы кубометров

Значительная часть незаконных рубок связана с нарушениями и коррупцией в лесной сфере, а избежать ответственности злоумышленникам помогают несовершенство украинского законодательства и торможение более жестких законодательных инициатив по наказанию за этот вид преступлений.

Такие материалы собственного анализа после общения с экспертами обнародовало издание "Телеграф".

Журналисты пообщались с ученым и основателем общественной организации "Лесные инициативы и общество" (ОО "ЛИиС") Дмитрием Карабчуком и экологом, руководителем лесного направления украинского представительства "Всемирного фонда природы" (WWF-Украина) Михаилом Богомазом. Вот на какие болезненные вопросы в сфере охраны украинских лесов от вырубок указали эксперты.

Проблема №1 – Наибольший вред леса терпят от тех, кто должен их охранять

ЭкоПолитика чуть ли не еженедельно сообщает о разоблачении незаконных рубок леса на миллионы гривен. Количество более мелких подобных нарушений – в разы больше. Читатели могут легко убедиться в этом, взглянув на наши еженедельные дайджесты.

До сих пор многие из этих правонарушений связаны с деятельностью должностных лиц бывших лесхозов, реже – нынешних филиалов ГП "Леса Украины" или даже управлений Гослесагентства, говорят эксперты. Они также отмечают, что изменение статуса лесхозов, которые стали филиалами ГП "Леса Украины" и смена их руководства, не всегда является гарантией, что злоупотребления должностными лицами прекратятся. По словам специалистов, причина в том, что не хватает новых профессиональных руководителей. Поэтому на должности глав филиалов нередко назначают людей с сомнительным бекграундом, которые до этого руководили другими лесными хозяйствами.

В качестве примера эксперты привели Юрия Сойму, экс-руководителя Великобычковского лесоохотничьего хозяйства. По информации "Телеграфа", он известен, как закарпатский "лесной князь", и фигурирует в ряде коррупционных скандалов, связанных, прежде всего, с нелегальной вырубкой леса. По информации издания Delo.ua, Государственное бюро расследований очень интересуется деятельностью Соймы. Его подозревают в совершении преступлений сразу по нескольким статьям, среди которых хищение средств в крупных размерах группой лиц, служебный подлог документов, злоупотребление служебным положением.

Его сын, Юрий Сойма-младший, возглавляет филиал "Кутское лесное хозяйство". На днях ЭкоПолитика писала о незаконных рубках на 83 млн грн, зафиксированных экоинспекторами на территории этого лесхоза.

shutterstock

Проблема №2 – Официально фиксируется только незначительная часть обнаруженных незаконных рубок

Согласно официальным данным, указанным в публичном отчете Государственного агентства лесных ресурсов за 2023 год, в лесах агентства задокументированы случаи незаконных рубок всего около 28,5 тыс. куб. м деревьев.

Исследование ОО "ЛИиС", которое также опирается на официальные данные, но включает в общем все леса в Украине, указывает несколько большую цифру – 30,3 тыс. куб. м.

По данным экспертов, реальная нелегальная заготовка составляет миллионы кубометров древесины. В денежном эквиваленте это может составлять миллиарды гривен ущерба, нанесенного бюджету государства.

Глава ОО "ЛИиС" Дмитрий Карабчук оценил незаконные рубки в предвоенные годы только в Карпатских лесах на уровне до 5 млн куб. м. Об аналогичных объемах говорит и эксперт WWF Михаил Богомаз.

В 2023 году WWF-Украина провела масштабное исследование рынка лесной и древесной биомассы в Украине за 2007-2021 годы. Оно показало, что годовые объемы древесной биомассы, реально использованной на энергетические нужды, в разы (миллионы кубометров) превышают количество официально заготовленной биомассы.

"Условно говоря, миллионы кубометров дров ежегодно заготавливались нелегально", – утверждают журналисты.

ifr.gp.gov.ua

Фото: ifr.gp.gov.ua.

Проблема №3 – Безнаказанность для нарушителей и несовершенство законодательства

Эксперты рассказывают, что сам факт незаконного происхождения древесины иногда невозможно задокументировать и затем доказать в суде. Законопроект №9665, который окрестили "законом о дровах", должен был упростить процесс доказания, добавив еще одну статью, предусматривающую наказание "за перевозку, хранение, сбыт деревьев, кустарников или древесины, законность происхождения которых не подтверждается" .

Михаил Богомаз считает, что принятие этого закона значительно облегчило бы возможность правоохранителям вычислять нарушителей на всех последующих этапах после рубки: транспортировки, складирования и реализации.

Но после активной кампании, направленной против законопроекта №9665, в публичном поле и в соцсетях, появилась информация, что президент Владимир Зеленский его не подпишет.

"Этот закон действительно очень важен для защиты леса. Но, похоже, кто-то запустил мощную медийную кампанию для его дискредитации, целью которой было показать, что в Украине за хранение дров едва ли не будут расстреливать. Что будут приходить и наказывать бабушек, которые у себя во дворе хранят, условно, пару кубометров дров. Это, конечно же, полная чушь, направленная на то, чтобы президент этот закон не подписал. Но эта пиар-акция, к сожалению, сработала и сейчас я очень сомневаюсь, что президент этот закон подпишет. Выходит, что выгодоприобретатели от незаконных рубок леса выиграли, а сам лес и общество – проиграли", — говорит Дмитрий Карабчук.

По словам главы ОО "ЛИиС", украинские государственные правоохранительные и экологические системы, к сожалению, не имеют ни осознанной методологии расследования и доказывания преступлений против леса, ни надлежащих средств и ресурсов для этого, ни правовой основы, чтобы наказать виновных.

В издании отмечают, что в случае, когда стражи порядка и ловят условного "черного лесоруба", то обвинения выдвигаются только ему одному, по незначительным статьям, а не заказчикам и организаторам. Хотя вся цепочка преступления обычно включает и чиновников, "крышующих" такие схемы, и, собственно, лесорубов, и тех, кто вывозит незаконно срубленную древесину, и тех, на чье перерабатывающее предприятие она в конце концов попадает. Дмитрий Карабчук рассказывает, что не единичны случаи, когда и сами правоохранители либо непосредственно задействованы в подобных схемах, либо просто закрывают глаза на незаконные рубки.

Напомним, 10 октября Верховная Рада приняла закон №9665, предусматривающий более строгую ответственность за уничтожение леса, незаконную вырубку и препятствующий незаконному обороту древесины. На днях ЭкоПолитика публиковала дайджест наиболее значительных правонарушений в экосфере за 9-15 ноября, среди которых есть несколько масштабных незаконных рубок.

Читайте также
Прокуратура уже расследует рубки пралесов в "Шипоте", а Минприроды все еще молчит
Прокуратура уже расследует рубки пралесов в "Шипоте", а Минприроды все еще молчит

Наглость лесников и равнодушие профильного министерства выходят на новый уровень

На Прикарпатье активисты фиксируют масштабные бесконтрольные рубки леса
На Прикарпатье активисты фиксируют масштабные бесконтрольные рубки леса

Лесоводы уверяют, что многочисленные проверки нарушений не выявили

Вырубка пралесов ради дороги в "Шипоте": лесоводы отреагировали на скандал
Вырубка пралесов ради дороги в "Шипоте": лесоводы отреагировали на скандал

Но о некоторых нарушениях они решили просто молчать

В ЕС упрощают регламент о вырубке лесов: какие изменения предусмотрены
В ЕС упрощают регламент о вырубке лесов: какие изменения предусмотрены

Документ вступит в силу в конце этого года