Климатическая политика влияет на мировую торговлю, что необходимо учитывать для усиления международного сотрудничества и стандартов.
Одним из основных инструментов климатической политики ЕС является механизм углеродной корректировки импорта CBAM, призванный выровнять условия для компаний, подпадающих под различные климатические нормы и налоги, сообщает LSE.
В материале рассказали, что в мире существует около 70 схем ценообразования на углерод, охватывающих затраты на выбросы, в частности связанные с вредом для здоровья людей, окружающей среды, собственности и т.д. Такие схемы реализуются в основном через уплату налога. Однако подходы к ценообразованию отличаются, а методы сравнения их эквивалентности только начинают формироваться.
Отмечается, что это подтолкнуло некоторые правительства рассмотреть CBAM. Механизм накладывает определенную пошлину на импорт углеродоемких товаров из стран с менее суровой климатической политикой.
В материале объяснили, что это может быть способом выровнять условия для компаний, подпадающих под различные климатические нормы и налоги. А также помешать компаниям переносить свою производственную деятельность в страны с менее амбициозной климатической политикой, то есть "утечки углерода".
Авторы подчеркнули, что такие односторонние меры могут повлечь за собой напряженность в торговле и создать высокие административные расходы для компаний и правительств. Так развивающиеся страны обеспокоены потенциальным конфликтом между CBAM и принципом "Общей, но дифференцированной ответственности" (CBDR). Этот принцип включен в Парижское соглашение и признает, что развитые страны должны играть большую роль в борьбе с изменением климата из-за их значительно более высоких исторических выбросов и большей роли в повышении температуры.
Они обратили внимание, что технологии с низким содержанием углерода в настоящее время принадлежат преимущественно развитым странам. А правила торговли, предпочитающие более "чистые" экспортеры, предусматривают передачу доли рынка от развивающихся стран к развитым. При отсутствии политики поддержки конкурентоспособности этих стран, включая доступ к финансированию, эти меры могут противоречить CBDR.
Отмечается, что примерами такого сотрудничества являются Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) о субсидиях на рыболовство, запрещающее вредные субсидии в поддержку устойчивого развития океана, принятое в июне 2022 года.
Авторы подчеркнули, что из-за отсутствия глобального соглашения по торговле и климату региональные торговые соглашения (РТС) усиливаются с точки зрения их сосредоточенности на изменении климата. РТС все чаще обязывают стороны выполнять условия Парижского соглашения, причем некоторые из них сосредотачиваются на устранении торговых и инвестиционных барьеров для экологически чистых товаров, услуг и технологий.
По данным ВТО, 64 из 349 РТС (18%) в настоящее время содержат по крайней мере одно положение, которое прямо касается изменения климата, глобального потепления, сокращения выбросов парниковых газов или создания экономики с низким уровнем выбросов, и почти все включают по крайней мере одно экологическое положение.
Отмечается, что среди членов ВТО растет поддержка инициатив, связанных с устойчивым развитием, сосредоточенных на тарифной и нетарифной политике, в частности:
- структурированных дискуссий по устойчивому развитию торговли и окружающей среды;
- неформального диалога по загрязнению окружающей среды пластиком и экологически устойчивой торговле пластиком;
- инициативы реформирования субсидий на ископаемое топливо
Как сообщала ЭкоПолитика раньше, Европейская комиссия опубликовала проект "Положения об имплементации CBAM" об обязательствах по отчетности и правилам механизма углеродной корректировки импорта CBAM.