Эксперты PAEW обратились в Верховную Раду по законопроекту о НДТМ facebook.com/KostiantynYalovyi

Эксперты PAEW обратились в Верховную Раду по законопроекту о НДТМ

Анна Великая

Они указали на нормы, создающие высокие риски невозможности выполнения предприятиями соответствующих требований на практике

Ассоциация профессионалов окружающей среды (PAEW) в лице президентки Людмилы Цыганок обратилась к депутатам Верховной Рады с предложениями, которые позволят учесть объективные обстоятельства, вызванные войной, при принятии проекта Закона №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения".

Соответствующее обращение специалист разместила в Facebook.

Эксперты констатировали, что реформа сферы управления промзагрязнением назрела уже очень давно. Они подчеркнули, что Ассоциация разделяет необходимость законопроекта №11355 как евроинтеграционного.

Но вместе с тем специалисты призвали законотворцев во время работы над этим документом учесть их предложения с учетом объективных обстоятельств, вызванных войной.

Они провели сравнительный анализ с предыдущим законопроектом №6004-д и сделали заключение, что новый проект Закона Украины №11355 практически на 95% списан с него, кроме незначительных технико-юридических уточнений. Однако специалисты PAEW отметили и принципиальные отличия:

1. Срок применения BREF почему-то вместо "не ранее чем через 4 года после отмены или прекращения военного положения" был заменен на 4 года после вступления в силу закона (через 12 мес. после его подписания – до этого в законопроекте №6004-д было 6 месяцев).

"Неужели законодатели знают, каким будет реальный срок прекращения военного положения?!!!" – задали резонный вопрос экологи PAEW.

2. Оставлена ​​без изменений норма, согласно которой перед выдачей интегрированного разрешения обязательно должна приехать Госэкоинспекция и проверить "реальное состояние соответствия объекта". Специалисты констатировали, что это напоминает проверку МТБ у лицензиатов перед выдачей лицензии на операции с опасными отходами.

3. Осталась норма, позволяющая проверять оператора одновременно всеми причастными к этому органами, в частности, горисполкомами. Специалисты PAEW видят в этом очередную попытку зарегулировать деятельность предприятий без подтвержденного положительного влияния на состояние окружающей среды.

4. Осталась норма по неприменению принципа "молчаливого согласия при невыдаче Минприроды интегрированного разрешения в установленный законом срок". Экологи Ассоциации подчеркнули, что это нарушение норм ст. 19 Конституции Украины.

В комментарии для GMK Center Людмила Цыганок указала, что PAEW считает необходимым отсрочить сроки вступления закона в силу до прекращения или отмены военного положения.

"Никто не знает, когда закончится война, а нормы законопроекта №11355 предусматривают его выполнение предприятиями с третьего квартала 2025 года", – пояснила она.

Также Людмила подчеркнула, что эксперты Ассоциации считают необходимым продление срока действия имеющихся разрешительных документов оператора установки на период военного положения и предоставления достаточного времени для приведения своей документации в соответствие с законом.

Она рассказала, что разрешительные документы утратят силу в октябре 2029 года, а операторы установок должны подавать заявление о получении интегрированного разрешения до октября 2028 года. Учитывая требования, предусмотренные законом, операторы установок обязаны совершить определенные подготовительные действия и профинансировать их в течение 2027 года.

"Однако наша страна в состоянии войны уже третий год, то есть никто не знает дату и условия ее прекращения, а также возможность предприятий получать интегрированное разрешение в 2027-2028 гг.", – резюмировала она.

Как уже писала ЭкоПолитика ранее, 20 июня Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355. Мы также проанализировали законопроект и обнаружили в нем недостатки, которые могут привести к закрытию части предприятий и к коллапсу в разрешительной системе.

Читайте также
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации

Президент подписал закон №11355 о промышленном загрязнении
Президент подписал закон №11355 о промышленном загрязнении

Стейкхолдеры поинтересовались, означает ли это, что после этого предприятия перестроятся сами, как по волшебству

Эксперты указали власти на новые "подводные камни" при внедрении НДТМ
Эксперты указали власти на новые "подводные камни" при внедрении НДТМ

Они могут поставить крест на реализации евроинтеграционного закона №11355

Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ
Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ

Специалисты обозначили факторы, которые могут поставить под вопрос успешность проведения реформы промзагрязнения в Украине