СТВ и более высокие эконалоги – помощь государства для бизнеса в зеленом переходе, – Варнавский shutterstock

СТВ и более высокие эконалоги – помощь государства для бизнеса в зеленом переходе, – Варнавский

Анна Великая

Ни на какую поддержку предпринимателям пока не приходится рассчитывать, чиновники готовят только "закручивание гаек"

В условиях военного времени украинское государство не предлагает никакой помощи отечественным производителям. Более того: оно ставит бизнес в еще более тяжелое положение, вводя систему торговли выбросами парниковых газов (СТВ), и повышая эконалог на СО2.

Об этом заявил во время круглого стола, проведенного Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования по переходу к климатической нейтральности, директор по экологии и промышленной безопасности "Интерпайп" Владислав Варнавский.

"Обязательный мониторинг, отчетность и верификация, внедрение системы торговли выбросами и повышение ставки эконалога на СО2 – вот такую помощь предлагает государство украинскому бизнесу на пути к климатической нейтральности", – так Варнавский резюмировал результаты круглого стола.

Он согласился с мнением, что если не рассматривать тему отступления от СВАМ для Украины в связи с форс-мажорными обстоятельствами во время войны, то разработка и внедрение национальной СТВ, которая будет признана ЕС, как эквивалентная – это действительно один из способов адаптации к новым требованиям.

Но он напомнил не забывать, что регламент СВАМ – это чисто таможенный механизм, который действует только на импортеров определенных товаров в ЕС, а СТВ и эконалог – это требования, которые будут действовать для всех украинских операторов, осуществляющих выбросы парниковых газов, включая государственные и коммунальные предприятия.

Эксперт рассказал, что для украинских экспортеров это не изменит почти ничего. Ведь они в любом случае вынуждены будут платить такую же цену за СО2, как и на европейском рынке квот. Единственная разница заключается в том, какая часть денег останется в Украине в виде эконалога или платежей в рамках национальной СТВ.

"Но мне кажется, что это уже не о помощи бизнесу, а скорее наоборот – о поддержке бизнесом государственного бюджета", – отметил Варнавский.

Также он напомнил о созданном 1 января этого года Государственном фонде декарбонизации и энергоэффективной трансформации. Эксперт отметил две основные проблемы, которые существуют с этим учреждением:

  • порядок использования средств фонда пока не принят Кабмином;
  • сумма планового накопления средств в 1,6 млрд грн, предусмотренная на 2024 г., мизерна по сравнению с реальными потребностями.

То есть структура, призванная содействовать бизнесу в "зеленом переходе", не может заработать уже пятый месяц, и вовсе не покрывает потребности в модернизации производств. По словам Варнавского, "даже председатель Госэнергоэффективности сама признает, что такая сумма – это "ни о чем".

Ранее ЭкоПолитика рассказывала, что по состоянию на май Государственный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации фактически не работает.

Также мы писали, что в 2023 году в ЕС на декарбонизацию металлургии было выделено €8,7 млрд. В январе ЭкоПолитика сообщала, что промышленность Великобритании получит от правительства $240 миллионов на декарбонизацию.

Читайте также
Китай планирует внедрить систему управления углеродным следом до 2027 года
Китай планирует внедрить систему управления углеродным следом до 2027 года

Это поможет китайским производителям улучшить свою конкурентоспособность на международных рынках

Украинские экспортеры назвали основные проблемы с внедрением CBAM в Украине и ЕС
Украинские экспортеры назвали основные проблемы с внедрением CBAM в Украине и ЕС

Они призвали уделять больше внимания проблеме декарбонизации в рамках стратегии Green Deal

Лидеры мирового бизнеса бьют тревогу: CBAM создает барьеры для глобальной торговли
Лидеры мирового бизнеса бьют тревогу: CBAM создает барьеры для глобальной торговли

CBAM несет риск развертывания торговой войны между ЕС и другими странами