Экологический налог, или эконалог – общегосударственный обязательный платеж, уплачиваемый из фактических объемов различных выбросов, сбросов, размещения отходов в окружающей среде.
Какие ставки экологического налога, кто уплачивает и эффективно ли использует государство поступления от него – читайте в материале ЭкоПолитики.
Кто платит экологический налог
Взимание эконалога в 2021 году регламентируется статьями 240-250 раздела VIII Налогового кодекса.
В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса Украины плательщиками экологического налога являются:
- субъекты хозяйствования;
- юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;
- учреждения;
- общественные и другие предприятия, учреждения и организации;
- постоянные представительства нерезидентов, в частности те, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей.
За что платят экологический налог
Такие субъекты должны платить эконалог при:
- выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
- сбросах загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
- размещении отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
- образовании радиоактивных отходов (в частности, уже накопленных);
- временном хранении радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.
Как и когда платят эконалог
Для экологического налога определен базовый налоговый (отчетный) период, равный календарному кварталу (ст. 250 НКУ).
Плательщики эконалога составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом Минфина от 17 августа 2015 г. №715, и подают их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в контролирующие органы.
Налог уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем граничного срока представления налоговой декларации.
Граничные сроки подачи декларации и уплаты экологического налога в 2021 году приведены в таблице:
Период | Граничный срок подачи налоговой декларации | Граничный срок уплаты налогового обязательства |
I квартал 2021 года | 11.05.2021 г. | 20.05.2021 г. |
II квартал 2021 года | 09.08.2021 г. | 19.08.2021 г. |
III квартал 2021 года | 09.11.2021 г. | 19.11.2021 г. |
IV квартал 2021 года | 09.02.2021 г. | 19.02.2022 г. |
Сколько средств эконалога заплатили за I полугодие 2021 года
Сейчас ставка экологического налога на выбросы СО2 в Украине одна из самых низких в мире. По итогам 2020 года, доход госбюджета от эконалога за выбросы двуокиси углерода составил 1 млрд 4 млн гривен.
Сколько поступлений в местный бюджет дал экологический налог за I полугодие 2021 – выяснило издание "Слово и дело".
В первые месяцы 2021 года налоги поступления в местный бюджет от экологического налога составили 1 млрд 76 млн гривен. При этом налоговые долги достигли 2 млрд 647,4 млн гривен.
Лидерами по налоговым поступлениям в 2021 году стали Донецкая, Днепропетровская и Ивано-Франковская области, которые пополнили местные бюджеты на 523,5 млн гривен.
Однако Донецкая область также среди лидеров-должников. Налоговые долги составляют 1 млрд 3 млн грн. Также в списке должников – Луганская, Львовская, Харьковская и Днепропетровская области, которые в целом задолжали 1 млрд 113,8 млн гривен.
При этом есть регионы, которые имеют избыточную уплату налогов, например Киев (17,9 млн грн) и Одесская область (10,3 млн грн).
Среди областей, которые лидируют по авансовым платежам, – Днепропетровская, Львовская, Донецкая, Ивано-Франковская, а также город Киев.
На сколько могут поднять эконалог и какие риски
Верховная Рада Украины 1 июля поддержала за основу законопроект №5600 по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений, который среди прочего предусматривает повышение эконалога на 200%.
Авторы проекта закона в части эконалога предлагают:
1) ставки экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты увеличить в 1,6 раза и предусмотреть их восьмикратное повышение в 2029 году (постепенно);
На первый взгляд, норма направлена на сокращение выбросов и очистку рек. Но, с другой стороны, повышение налога может привести к ситуации, при которой "загрязнители" будут скрывать реальные объемы выбросов с целью уменьшения налоговых платежей. Как следствие, это усилит коррупционные риски в сфере. Еще одним результатом такого решения может стать повышение коммунальных тарифов для населения, поскольку возрастет фискальная нагрузка на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Украины.
2) поднять ставки эконалога за выбросы двуокиси углерода (СО2) с 10 грн/тонну до 30 грн/тонну;
В Украине эконалог не имеет целевого назначения, а играет исключительно фискальную роль. Поэтому повышение его ставок не имеет отношения к заботе об окружающей среде, а лишь является способом наполнения бюджета. Украина задекларировала амбициозный план по сокращению выбросов парниковых газов в НВВ2, но при этом не представила конкретные механизмы поддержки промышленности.
Если же сейчас правительство только поднимет налоги без его целевого назначения и программ поддержки, то амбициозной цели НВВ2 так и не будет достигнуто.
3) повысить ставки налога за отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 1,5 грн/тонну.
Принятие этой нормы увеличит фиксированные расходы, а как следствие и себестоимость продукции украинских предприятий горнодобывающей отрасли. Тем самым снизится их конкурентоспособность. Также есть определенная несогласованность в действиях правительства, поскольку эконалог на размещение безопасных отвалов горнодобывающей промышленности планируют увеличить на 200%, в то время как на опасные лишь на 5%.
Экологи раскритиковали "ресурсный" законопроект
На законопроект № 5600 негативно отреагировали экологическое и бизнес-сообщества. Экологи единодушно указывают на нецелевое использование средств от эконалога.
В частности, председатель общественного совета при Минприроды Светлана Берзина отметила, что система распределения и использования полученных средств экологического налога № 5600 нуждается в коренной реформе. Только после этого можно говорить о пересмотре ставок эконалога.
При этом президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок отметила, что деньги от эконалога должны иметь четкое целевое назначение и направляться на экомодернизацию промышленности. По ее словам, без прозрачной системы нет смысла повышать эконалог.
"Всем экологическим платежам нужно вернуть целевое использование. Если не будут деньги размываться в бюджете, если не будет непрозрачной системы. Потому что сейчас очень трудно понять, куда тратятся эти деньги", – заявила Цыганок.
По мнению генерального директора Центра экологии и развития новых технологий Владислава Антипова, ситуация, в которой эконалог нужен только для наполнения бюджета, свидетельствует о неэффективном распоряжении средствами. Он считает, что повышение экологического налога никак не поможет в охране окружающей среды, если эти деньги будут направляться прямо в бюджет, а не на решение проблем окружающей среды.
"Если собираются налоги за влияние на окружающую среду, то они должны быть направлены на решение проблем окружающей среды. Мы должны заниматься не лечением последствий, а устранением причины. Для этого нужно проводить экологическую модернизацию нашей промышленности и как-то стимулировать этот процесс, стимулировать инвестиции в экологические проекты и программы", – подчеркнул эксперт.
Со своей стороны, директор GMK Center Станислав Зинченко отметил, что для проведения экомодернизации промышленности нужны инвестиции, финансовые стимулы и помощь от государства, а не увеличение налогового давления на предприятия.