Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов 1 апреля представило проект распоряжения Кабинета Министров "Об одобрении Второго национально определенного вклада Украины в Парижское соглашение. Документ восприняли критически в экспертной среде, ведь там предлагается на общенациональном уровне снизить выбросы парниковых газов на 65% к 2030 году от уровня 1990 года.
Таким образом выбросы парниковых газов должны составлять не более 35% от уровня 1990 года, что является маловероятным сценарием в нынешних условиях. Украина ставит целью достижения климатической нейтральности не позднее 2060. Но действительно за этим кроется забота об окружающей среде и здоровье украинцев или это отстаивание интересов наших западных "друзей"? Подробнее — в материале ЭкоПолитики.
Кабинет министров должен успеть утвердить НВВ2 до 31 июля в рамках подготовки к 26-й конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Недавно министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский разъяснил, каким образом Минприроды работало над разработкой НВВ2.
"Прежде всего мы вместе с Европейским банком реконструкции и развития сделали моделирования НВВ2. Затем мы сверили результаты моделирования с консалтинговым центром Berlin Economics, еще раз проверили себя, и пришли к выводу, что наше моделирование абсолютно верное", — отметил министр.
Что касается конкретных мер по реализации НВВ2 (уменьшение выбросов парниковых газов), по словам Абрамовского, пока такого плана не существует. То есть, фактически министр прямо признает, что Национально-определенный вклад это декларация — бумага, а не забота об окружающей среде. Денег на "зеленую" трансформацию в Украине нет, мы не богатая Европа или США.
НВВ2 не имеет отношения к решению проблемы незаконных свалок, которые множатся по всей Украине, к бесконтрольной вырубке лесов, браконьерству или загрязнению водоемов. Не понятно, почему министр и его заместители занимаются тем, что интересует наших "западных партнеров", а не простых украинцев? Почему целое министерство уже более года никак не может сдвинуть с места законопроект 2207-1д "Об управлении отходами"? Почему чиновников в кабинетах не слишком интересует уничтожения заповедных земель? Зато последние несколько месяцев все министерские силы были брошены на разработку и публичную поддержку министерской версии НВВ2 и господин министр рассказывал публично о том, как это важно.
35% выбросов — это довольно амбициозная цифра. Ориентировочная сумма инвестиций для выполнения этой задачи, согласно расчетам министерства, составляет $102 млрд за десять лет. Но никаких источников таких инвестиций в моделировании не указано. В то же время, Евросоюз ставит себе не такую амбициозную цель: уменьшение ПГ на 55%. Он закладывает на реализацию целей "зеленого" курса 503 млрд евро.
Когда речь идет о государственных обязательства на международном уровне, следует понимать, как будет финансироваться их выполнения. Мы уже имеем прецедент, когда принятый в 2017 году амбициозный национальный план сокращения выбросов от крупных сжигающих установок (НПСВ) не выполняется вовремя.
Почему же цель Украины относительно сокращения выбросов парниковых газов гораздо более амбициозная чем в странах ЕС, а финансирование вовсе не предусмотрено? Стоит отметить, что Украина и так не принадлежит к странам-крупнейшим загрязнителям. Весьма показательны расчеты провели в Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) на основе данных ourworldindata.org.
По состоянию на 2019-й Украина производила менее 1% мировых выбросов парниковых газов — 0,61%. При этом, на ЕС приходится 8% выбросов, США — 14,5%, Китай — 27,92%, Индию — 7,18%. Закономерно, что объемы выбросов развитых стран в разы преобладают выбросы развивающихся стран. Поэтому именно они должны ставить амбициозные цели, а не Украина.
Об этом предупреждали и в Федерации работодателей Украины, а свою позицию неоднократно подкрепляли расчетами и обоснованиями.
"Влияние на окружающую среду не должно вызывать потерю рабочих мест на украинских предприятиях. А именно это может произойти в случае, если цели украинского правительства будут слишком амбициозными. Мы не можем позволить, чтобы за счет благосостояния украинского народа другие страны, развиваясь, осуществляли дополнительные выбросы СО2. Все страны мира — и развитые, и развивающиеся, провозглашают экономические и социальные цели, и уже на их основе принимают решения о сокращении выбросов СО2", — говорится в заявлении ФРУ.
Конечно, наши партнеры — ЕС и США призывают Киев к более амбициозному НВВ2. В частности, 23 июля послы стран "Большой семерки" (G7) поздравили заявления Украины об обязательстве отказаться от угля и двигаться к нулевым выбросов СО2 в атмосферу. Послы призвали Украину подать амбициозный Второй национально определенный вклад для COP26 до конца июля. В то же время член Европейского союза Польша — не спешит отказываться от угля и сдавать свои национальные экономические интересы.
Но следует понимать, что какой бы амбициозный НВВ2 Украина не задекларировала, все равно наступит момент, когда его придется выполнять. Однако выполнять придется не тем, кто его принял. Основными борцами за НВВ2 являются — министр Роман Абрамовский, заместитель министра защиты окружающей среды Ирина Ставчук и вице-премьер министер по вопросам евроинтеграции Ольга Стефанишина. Однако, они борются за все хорошее и против всего плохого? Отнюдь, ведь принятие амбициозного НВВ2 никак положительно не повлияет на состояние окружающей среды и качество жизни украинцев сегодня.
В Украине когда речь заходит об экологических целях представители власти любят надеяться на поддержку наших партнеров. Однако, не будет ли так, как было с "Северным потоком-2"? Украине обещали поддержку в этом вопросе. Но соглашение между президентом США Джо Байденом и канцлером Германии Ангелой Меркель по достройке газопровода "Северный поток-2" четко дало понять, что украинские интересы никто отстаивать не будет.
Похожая ситуация складывается и вокруг НВВ2. Сейчас именно эти наши партнеры подталкивают нас задекларировать огромные сокращения выбросов парниковых газов, но финансовой помощи в его реализации не обещают.
Все эксперты предупреждают о чрезмерной амбициозности НВВ2 и невозможности его выполнения без дополнительных инвестиций, как например в ЕС, в Минприроды думают иначе, у них свой уникальный путь!
По словам Ирины Ставчук, Украина в состоянии сократить выбросы парниковых газов не на 65%, а на целых 70%!!!! до 2030 года. Такие, мол, подсчеты Минприроды.
"Мы провели огромное количество консультаций с профильными министерствами и ассоциациями (металлургами, цементниками и т.д.), чтобы эту цифру уточнить. В результате моделирования во всех секторах экономики мы сделали вывод, что Украина может сократить выбросы даже на 70%, но по итогам обсуждений вышли на цифру 65%", — отметила заместитель министра в конце апреля.
В то же время, Стефанишина считает, что Украина — страна с высокими климатическими амбициями и должна об этом заявить в своем НВВ2.
"Мы в Украине однозначно исходим из того, что экология и климат — это новая экономика, мы говорим о том, что мы находимся на пороге большой прежде всего экономической трансформации структуры экономики... Сегодня очень важным в Украине является вопрос синхронизации секторальных политик и приведения их в соответствие к единому знаменателю, в том числе в вопросах, касающихся внешней торговли, достижения экономических показателей, которые уже были задекларированы Украиной и будут декларироваться в дальнейшем", — заявляла в апреле вице-премьер.
Хотя мы уверены, что большинство украинцев не поддержат госпожу Стефанишину. Их беспокоит качество питьевой воды, свалки, вырубка лесов, загрязнение водоемов и, наконец, стоимость коммунальных платежей.
В середине июля Центр экономического восстановления и UBTA в письме премьер-министру Денису Шмыгалю предложили рассмотреть три сценария снижения страной выбросов СО2 до 2030 года и, соответственно, скорректировать цель Второго национально определенного вклада Украины в Парижское соглашение.
Согласно базовому сценарию, по размеру дополнительных целевых инвестиций в декарбонизацию на уровне 12 млрд евро Украина сможет сократить выбросы СО2 до 43% от уровня 1990 года.
Консервативный сценарий предполагает достижение более амбициозной цели — сокращение выбросов до 40%. В то же время дополнительные инвестиции в декарбонизацию должны вырасти до 27 млрд евро.
Согласно оптимистическому сценарию, Украина может снизить выбросы СО2 до 36% (цель НВВ2 — 35%) при условии дополнительного инвестирования 50 млрд евро в декарбонизацию до 2030 года.
В письме указано, что при текущем уровне финансирования экологической модернизации для Украины реалистичный пока только базовый сценарий.
В Европейской бизнес-ассоциации считают, что проект Второго национально определенного вклада Украины должен предусматривать три важных компонента:
- Установление коридора снижение выбросов на уровне 40-45% при условии привлечения не менее 15-20 млрд долларов инвестиций на мероприятия по декарбонизации.
- Отдельные расчеты секторальных инвестиций, необходимых для реализации мероприятий по декарбонизации.
- Внесение планируемых механизмов государственной поддержки субъектов хозяйствования на пути к декарбонизации.
То есть, профессиональные и бизнес ассоциации понимают, что бремя инвестиций ляжет именно на бизнес и поэтому отстаивают те же подходы, что использует ЕС.
На самом деле Украина уже продемонстрировала одна из крупнейших в мире сокращений выбросов с 1990 года. Это объясняется падением объемов производства и сокращением численности населения. Сегодня уровень выбросов в расчете на одного гражданина в Украине в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС. Поэтому непонятны амбиции господина Абрамовского и госпожи Стефанишиной, которые видимо всю жизнь (а не только последний год) занимались спасением планеты Земля и всего человечества от глобального потепления.
Главные экологические проблемы украинцев всем известны! Общество и экосообщество ждет реформирования коррумпированной экоинспекции, системы управления отходами и заботы об украинской окружающей среде. Так что остается вопрос: готовы ли наши министры, депутаты и другие представители власти и "слуги народа" быть экологическими патриотами?