Эксперты-экологи международной благотворительной организации "Экология-Право-Человек" проанализировали первый год работы Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.
Всего было исследовано 20 направлений экологических реформ - как горизонтальных, так и секторальных. Результаты анализа опубликованы на сайте ЭПЧ .
За более чем год своей деятельности Минприроды удалось достичь внедрения отдельных решений и принятия определенных законов и актов правительства для урегулирования тех или иных проблемных сфер. Однако, как отметили в ЭПЧ, большинство реформ остаются открытыми.
Учитывая это, МБО "Экология-Право-Человек" призвала министерство активизировать свою работу в этих направлениях.
Горизонтальные реформы
1. Реформа в сфере экологического контроля
19 февраля 2020 года под № 3091 в парламенте зарегистрировали проект закона о государственном экологическом контроле. Лишь через год законопроект вынесли в сессионный зал, но по результатам голосования отправили на повторное первое чтение. Только 15 июля 2021 года доработанный законопрооект приняли за основу. Впереди еще голосование в целом и разработка необходимой подзаконной базы.
2. Реформа в сфере ответственности за экологические правонарушения
Вопрос распространения ответственности за экологические правонарушения на юридических лиц частично охвачен законопроектом о государственном экологическом контроле.
Вопрос повышения уровней наказание за нарушение природоохранного законодательства охвачен одобренной Концепции проектов законов Украины "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях" и "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины" относительно обеспечения неотвратимости ответственности за нарушение требований законодательства об охране окружающей природной среды от 28 апреля 2021 года. Разработать и предоставить общественности для ознакомления и комментирования законопроекты на выполнение такой концепции Минприроды до сих пор не смогло.
3. Реформа в сфере мониторинга за состоянием окружающей среды
За первый год работы Минприроды не достигло существенных результатов в реформировании системы государственного мониторинга за состоянием окружающей среды. В частности, в марте 2021 года решением Совета национальной безопасности и обороны Украины "О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в экологической сфере и первоочередных мерах по их нейтрализации" подтверждена важность экологического мониторинга и поручено правительству в шестимесячный срок внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о государственной системе мониторинга окружающей среды. И парламент, и общественность ожидают этот законопроект в установленный президентом срок. Законопроект о реестре выбросов и переносе загрязнителей, на внедрение Киевского протокола, также до сих пор не вынесено в плоскость публичного обсуждения.
4. Реформа в сфере промышленного загрязнения
29 сентября 2020 года под № 4167 в парламенте зарегистрировали правительственный проект закона о предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности. Принятие законопроекта за основу было трижды провалено в парламенте и согласно регламенту снято с рассмотрения. При этом реформа в этой сфере не может ждать, и несмотря на яростное сопротивление со стороны бизнеса надеемся, что правительство уже в ближайшее время повторно зарегистрирует законопроект или обратится к президенту для представления его как президентского и безотлагательного. В противном случае Украину ждут существенные последствия, связанные с провалом обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС.
5. Реформа в сфере доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды
Законодательство Украины в сфере доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, до сих пор не в полной мере соответствует международным соглашениям и стандартам. И хотя проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части доступа к экологической информации и участия общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимхся окружающей среды", который устраняет недостатки национального законодательства и приводит его в соответствие с международными стандартами на выполнение обязательств в рамках Соглашения об ассоциации, давно наработанный в рамках проектов технической поддержки, его до сих пор не зарегистрирован в парламенте.
6. Реформа в сфере экологического сознания и осведомленности населения
Несмотря на очевидность необходимости принимать широкие меры по повышению экологического сознания и осведомленности населения, Минприроды эту тему обходит стороной. Ни один документ стратегический или нормативный в этой сфере не был разработан, не говоря уже об утверждении и внедрении.
7. Реформа в сфере охраны окружающей среды
Минприроды начало внедрять Национальный план действий по охране окружающей среды на период до 2025 года с целью улучшения состояния окружающей среды, улучшить качество жизни и здоровья украинцев, обеспечить экологическую безопасность - все это возможно достичь, воплотив меры Национального плана действий в ближайшие пять лет.
Секторальные реформы
8. Реформа в сфере обращения с отходами
Принятие пакета законов в сфере обращения с отходами продвигается очень медленно. 21 июля 2020 года проект закона Украины "Об управлении отходами" принят в первом чтении, но объем поправок, поданных ко второму чтению, фактически заблокировал дальнейшее продвижение и рамочного и производных законопроектов в сфере управления отходами "О батарейках, батареях и аккумуляторах", "Об отходах электрического и электронного оборудования, "Об упаковке и отходах упаковки" и другие.
Единственным точечным результатом в этой сфере можно считать принятие 1 июня 2021 года Закона Украины "Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины".
9. Реформа в сфере охраны ценных оселища и видов
4 декабря 2020 года под № 4461 в парламенте зарегистрировали проект закона о территориях Изумрудной сети. При этом 15 июля 2021 года после рассмотрения в сессионном зале его отправили на повторное первое чтение.
Утверждена структура стратегии о биоразнообразии.
10. Реформа в сфере лесного хозяйства
Наиболее успешной можно считать деятельность Минприроды в сфере реформирования лесного хозяйства. За анализируемый период министерство разработало Государственную стратегию управления лесами Украины до 2035 года и провело ее стратегическую экологическую оценку. Документ декларирует важные цели по достижению баланса между экологическими, социальными и экономическими функциями лесов, а также предусматривает разделение регуляторных и других функций Гослесагентства. Утвердить эту стратегию еще не успели.
Также был принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты лесов, предотвращения пожаров на землях лесного и водного фонда, на торфяниках и землях других категорий ", принято постановление правительства, которое ограничивает проведение санитарных рубок в пределах природно-заповедного фонда и всех сплошных рубок в высокогорных лесах Карпат.
В первом чтении принят проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно сохранения лесов. 21 апреля 2021 года постановлением правительства утвержден Порядок проведения национальной инвентаризации лесов. Началась реальная цифровизация лесного хозяйства, в частности введена продажа древесины исключительно через электронные аукционы. Результаты первых шагов реформы пока не видно.
11. Реформа в сфере водного хозяйства
С 1 января 2021 года восстановлено МинАПК. 24 мая 2021 года КМУ принял постановление № 539 "Некоторые вопросы распределения отдельных полномочий центральных органов исполнительной власти в сфере мелиорации земель", которым Минприроды передало Минагрополитики полномочиями по формированию политики в сфере гидротехнической мелиорации земель, по развитию гидротехнической мелиорации земель, определения порядка осуществления мелиорации, соблюдения безопасного орошения, осушения, управления поливами и водоотводом.
11 июня Минприроды обнародовало проект "Стратегии развития водной политики Украины - Водная стратегия Украины", разработанный на выполнение задания, определенного решением Совета национальной безопасности и обороны Украины "О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в экологической сфере и первоочередных мерах по их нейтрализации", введенных в действие указом президента Украина от 23 марта 2021 № 111.
При этом стратегия в большей степени ориентирована на удовлетворение хозяйственных нужд населения и промышленности и не отмечает приоритета сохранения водных объектов как целостных природных комплексов, насквозности экологического подхода во всех сферах водопользования, что чрезвычайно актуально в условиях водного кризиса в Украине, изменения климата и недостатка водных ресурсов. Также стратегия не отвечает требованиям законодательства относительно формы и содержания.
Проведено СЕО Отчета о стратегической экологической оценке проекта распоряжения Кабинета министров Украины "Об одобрении Морской природоохранной стратегии Украины". Результатов от принятия Морской стратегии пока не видно.
12. Реформа в сфере атмосферного воздуха
Кабинет министров Украины поддержал разработанный Минприроды законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
Изменения в законодательстве носят косметический характер, узаконивается формальная и неэффективная процедура участия общественности в выдаче разрешения на выбросы, не решился вопрос фактического отсутствия контроля за количественными и качественными характеристиками выбросов, в частности, из-за отсутствия обязанности разрешительного органа проверять по сути, обосновывая документы, анализировать другую общедоступную информацию из официальных источников, реестров и тому подобного. Этим проектом закона не решается вопрос реальной ответственности разработчиков обосновывающих документов. Также не лишним был бы публичный реестр разрешений на выбросы и обосновывающих документов вроде реестра с ОВД. Итак, к выполнению задания президента в этой части подошли формально.
Минприроды также разработало проект закона о внесении изменений в статью 16 Закона Украины "Об охране атмосферного воздух" по регулированию хозяйственной деятельности по озоноразрушающих веществах и фторированным парниковым газам", за который парламент проголосовал 15 июля 2021 года.
Минприроды утвердило формы Программы государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха и образовало межведомственные комиссии по вопросам осуществления государственного мониторинга в области охраны атмосферного воздуха, утвердило Порядок государственной регистрации установок в Едином реестре по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов, Порядок верификации отчета оператора о выбросах парниковых газов.
13. Реформа в сфере химической безопасности
Во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 19 марта 2021 года "О мерах по повышению уровня химической безопасности на территории Украины" Минприроды разработало проект закона Украины "О химической безопасности и обращении с химическими веществами"
10 июня Минюст зарегистрировал приказ Минприроды, которым утверждена методика определения зон, уязвимых к накоплению нитратов. Эта методика запустит внедрение нитратной директивы ЕС, что является обязательным в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.
14. Реформа в сфере природно-заповедного фонда
26 мая Кабинет министров Украины обнародовал распоряжение "О перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов на 2021 год", которое предусматривает перераспределение бюджетных назначений Минприроды на текущий год для увеличения объемов расходов на сохранение природно-заповедного фонда более чем 61 млн грн.
В июне 2021 года на публичной кадастровой карте Украины появился обновленный слой с границами более 7000 территорий и объектов ПЗФ. Несмотря на большую неточность в нанесении этого слоя, все же ожидаем, что такой шаг уменьшит вероятность конфликтов из-за незаконного использования земель и других ресурсов в пределах ПЗФ.
24 июня 2021 года на сайте Минприроды появился проект положения о рекреационной деятельности в пределах территорий и объектов ПЗФ Украины. Вызывают обеспокоенность отдельные нормы проекта, которые позволяют осуществление автомобильного туризма, использование различного вида транспорта в пределах объектов ПЗФ, в частности, для спорта без четкого урегулирования этих отношений.
Расширены площади Верховинского НПП и принято решение о создании национальных природных парков "Пуща Радзивилла" (Ривненская область), "Холодный Яр".
15. Реформа в сфере охраны земель
Несмотря на то, что охрана земель - это природоохранное мероприятие, а почвы, для охраны которых вводится правовое регулирование, является важной частью экосистемы, за год деятельности министерства Минприроды не приняло никаких мер в целях борьбы с опустыниванием, деградацией почв и неухудшением состояния окружающей среды из-за нерационального использования природных земельных ресурсов.
16. Реформа в сфере недропользования
Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в соответствии с требованиями Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" объявляет об опубликовании проекта Кодекса Украины о недрах на официальном веб-сайте Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в сети Интернет в подразделе "Регуляторная деятельность" раздела "Деятельность".
Проект Кодекса Украины о недрах разрабатывали чуть ли не все министры профильного министерства. Официальной версии цели разработки нового Кодекса о недрах Украины есть приведение законодательства Украины в сфере пользования недрами с требованиями рамочных законодательных актов, а также устранение двойной административной нагрузки на бизнес и отмена механизмов и инструментов, которые приводят к возможности возникновения коррупционных факторов. Этот проект требует детального внимательного анализа всеми заинтересованными сторонами. Проект Кодекса о недрах Украины разрабатывается сторонниками дерегуляции и вывода разведки и добычи к недрах из-под процедуры ОВД. Поэтому природоохранному движению крайне важно сосредоточиться на анализе этого проекта нормативного документа.
15 июля 2021 года проголосован Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых.
17. Реформа в сфере изменения климата
В июне 2021 года профильная заместитель министра защиты окружающей среды по вопросам европейской интеграции объявила о разработке проекта рамочного закона "О Стратегии низкоуглеродистой развития Украины на период до 2050 года", предусматривающего цель по достижению климатической нейтральности Украины до 2060 года.
Начата работа над Стратегией об адаптации к изменению климата и разработан проект Стратегии экологической безопасности и адаптации к изменению климата до 2030 года. Минприроды представило проект Второго национально определенного взноса Украины в Парижское соглашение, который правительство утвердило в конце июля 2021 года.
Разработаны подзаконные акты во исполнение Закона Украины "Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов", в частности Перечень видов деятельности, выбросы парниковых газов в результате осуществления которых подлежат мониторингу, отчетности и верификации.
18. Реформа по защите животных от жестокого обращенияя
Парламентарии во втором чтении и в целом приняли законопроект № 2351, вносящий изменения в законодательство об имплементации положений международных соглашений в директиву ЕС в сфере охраны животного и растительного мира.
19. Реформа в сфере биорризноманиття
Начата подготовка Стратегии охраны биоразнообразия к 2030 году. Очевидных результатов в сфере охраны биоразнообразия не наблюдается.
20. Война и окружающея среда
Несмотря на важность и актуальность мониторинга, оценку воздействий и разработку мер борьбы с негативными последствиями военных действий, Минприроды по крайней мере в публичной плоскости не имеет наработанного алгоритма решения этих проблем. Результаты решения вопросов по изучению состояния окружающей среды, пострадавшего в результате войны, на официальном сайте Минприроды нет, как и плана действий.