Экологическая политика послевоенного восстановления Украины: опыт передовых стран shutterstock

Экологическая политика послевоенного восстановления Украины: опыт передовых стран

У Украины есть уникальный шанс стать экономическим чудом 21 века и образцом устойчивого развития

В период послевоенного восстановления Украины центральной идеей трансформации экономики должна стать климатическая модернизация, а восстановление должно включать положительный опыт экологических политик послевоенного восстановления передовых стран.

Об этом рассказала координаторка Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко, сообщает Экономическая правда.

Все новые промышленные мощности в металлургии, пищевой переработке и энергетике будут строиться на принципах зеленой экономики, а именно минимизации углеродного следа и зависимости от ископаемого топлива, за счет значительных финансовых ресурсов западных партнеров.

Концепция экономического восстановления, озвученная в Офисе Президента и Правительстве, также включает вступление Украины в ЕС в 2024 году, энергонезависимость и дерегуляцию ведения бизнеса.

О своих намерениях поддержать украинцев в восстановлении после войны уже заявили в Европейском Союзе. Для этого Европейский Совет создаст Трастовой фонд солидарности Украины. Кроме того, о готовности финансово поддержать восстановление страны уже заявили США, Великобритания, Швеция, Испания и другие страны.

"Компании-участники Европейской Бизнес Ассоциации разделяют такие взгляды представителей власти и, в свою очередь, предлагают взглянуть на опыт послевоенного восстановления некоторых наиболее развитых стран в контексте развития экологических политик", – сказала Бойко.

Японское экономическое чудо

После окончания Второй мировой войны главной целью Японии было восстановление экономики, в первую очередь создание промышленной базы и развитие инфраструктуры. В середине 1950-х годов, благодаря сотрудничеству государства и промышленности, а также овладению технологиями, Япония быстро продвинулась в ранг крупнейших экономик мира.

В первые десять лет после окончания войны были законодательно урегулированы вопросы добычи полезных ископаемых, стандартизации и маркировки сельскохозяйственной продукции и древесины, использования химической продукции и удобрений в сельском хозяйстве, защита растений, природных территорий, дикой природы, рыбных ресурсов и т.д.

В Токио в 1949 году было принято первое в своем роде постановление о борьбе с промышленным загрязнением, которое обязывало заводы получать разрешения от городских властей и предоставлять информацию о выбросах, но никаких конкретных стандартов не внедряло.

Отдельным явлением, охватившим всю страну в это время, было противодействие вспышкам загрязнения путем заключения соглашений между местными органами власти и бизнесом (Pollution Control Agreement). В период с 1952-1970 гг. соглашения о контроле загрязнения было заключено между 106 местными органами власти и 496 компаниями. В рамках соглашений создавались рабочие группы, в которые также вошли местные жители, чтобы контролировать загрязнения.

Наибольшая эффективность экологической политики прослеживалась в 1960-1970 годах благодаря совместному финансированию природоохранных мероприятий со стороны частного сектора и государства.

Израиль

Начиная с 1948 года и в первые десятилетия обретения независимости власти Израиля сконцентрировались на экономическом развитии страны, где за двадцать лет население выросло в 5 раз, а ВВП рос на 11% ежегодно, что стало самым относительным приростом в мире.

В течение первого года существования государства Израиль, был введен мораторий на охоту для возвращения земель к сбалансированному развитию и принят ряд законов для защиты дикой природы, создания национальных парков и заповедников, запрещено курение в охраняемых лесах и т.д.

Экологической проблемой Израиля, в то время, были свалки отходов, которые не соответствовали санитарным нормам, загрязненность водоемов сточными водами, воздуха от промышленности и авто, отсутствие контроля за использованием пестицидов со стороны государства.

60-70% влажной фракции отходов составляли остатки овощей и фруктов. Уже в 1953 году в Тель-Авиве благодаря сотрудничеству власти и бизнеса появился первый полностью механизированный компостировочный комплекс с сортировочными линиями в стране. С тех пор треть городских отходов стала перерабатываться в компост.

Компания Dorr-Oliver за свой мусороперерабатывающий комплекс стоимостью $1,2 млн получила от властей Тель-Авива субсидию в размере $0,75 центов за 1 тонну переработанных отходов в связи со значительной экономией на их захоронении. Она также продавала черный гумус за $5 за м3.

Благодаря подобным проектам, в 1960 году 40% отходов за счет компостирования превращались в органические удобрения, что использовались, в основном, для выращивания цитрусовых.

Первый закон об уменьшении вредных выбросов, запрещавший необоснованное загрязнение воздуха, шум и запахи, был принят только в 1961 году. Полноценную программу управления природными ресурсами, в основе которой сочетание экономического развития, Израиль смог запустить только в 1973 году.

Западная Германия

После завершения Второй мировой войны Германия ушла в восстановление экономики, разбомбленных городов и интеграцию миллионов перемещенных лиц в новую жизнь. К 1958 году западногерманское промышленное производство стало в 4 раза выше десятилетия назад.

В течение первого послевоенного десятилетия Западная Германия законодательно урегулировала вопросы защиты лесов и растений, работы сельскохозяйственного и добывающего секторов, охоты, земельные вопросы.

В 1952 году председатель Рурской территориальной ассоциации регионального планирования представил детальный план создания кооператива по борьбе с загрязнением воздуха в Северном Рейне-Вестфалии, где предприятия, местные муниципалитеты и региональные планировщики должны были объединиться и разработать техническое руководство по очистке воздуха и инициировать мероприятия по его очистке. Но соответствующие законодательные акты были приняты только в начале 70-х годов.

Выводы для Украины

В послевоенные времена страны работают на быстрое восстановление экономики, а экологические политики, прежде всего, сосредотачивались вокруг защиты и дальнейшего восстановления природных ресурсов национального и международного значения.

"Украина, при имеющихся ресурсах, технологиях и при сотрудничестве государства с бизнесом в направлениях дерегуляции и облегчения налоговой нагрузки, имеет уникальный шанс не только стать экономическим чудом 21 века, европейским тигром, но и образцом с точки зрения исповедования принципов устойчивого развития", – отметила Бойко.

Напомним, агрессия РФ поставила под угрозу планы Украины по декарбонизации.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Миссию ЕС по климатически нейтральных и умных городов присоединились 100 участников.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"