Профессиональная ассоциация экологов Украины (ПАЭУ) обратилась в КМУ, МЭРТ, Минприроды и экологический комитет ВР с предложением по реформированию регуляторной системы с целью упрощения всех экономически значимых процедур, в частности оценки воздействия на окружающую среду (ОВД).
Отсутствие эффективного регулирования процедуры ОВД в период военного и послевоенного положения частично отсрочит инвестирование в новые проекты, а отчасти сделает такое инвестирование невозможным, сообщает Ecobusiness Group.
ПАЭУ предварительно провели консультации с предприятиями разных сфер и дискуссии в экспертной среде.
Законом Украины "Об оценке влияния на окружающую среду" четко регламентирована процедура ее проведения, соблюдение которой в условиях военного времени невозможно.
В частности:
- Отсутствие гласности оценки влияния на окружающую среду и своевременное, адекватное и эффективное информирование общественности.
Поскольку доступ в Реестр по ОВД закрыт, а также отсутствует возможность разместить объявление в печатных СМИ. При отсутствии доступа общественности процедура оценки влияния на окружающую среду себя нивелирует.
- Отсутствие возможности подготовки отчета.
Остановлен доступ для многих ресурсов, более 60 из которых используются для оценки воздействия на окружающую среду и подготовки отчета и его обработки УЦО и УТО.
Кроме того, организации, выполняющие такие работы, должны проводить дополнительные полевые и природные исследования о состоянии местности, наличии флоры и фауны на территории планируемой деятельности, отслеживать пути миграции фауны и т.д. Выполнение полевых исследований в условиях военного положения опасно на территориях как с активными боевыми действиями, так и соседних. В связи с такой опасностью профильные организации, занимающиеся подготовкой отчета по оценке окружающей среды, сознательно отказываются от выполнения указанных работ с целью сохранения жизни и здоровья работников.
- Отсутствие возможности осуществления послепроектного мониторинга.
На территориях, на которых ведутся или велись боевые действия, оккупированных территориях и прилегающих к ним осуществление послепроектного мониторинга вообще невозможно. Даже при условии его проведения, полученные данные будут не репрезентативны, поскольку проведены во время взрывов и техногенных событий чрезвычайного характера. А на территориях, где отсутствуют активные боевые действия, на основании письма Торгово-промышленной палата Украины от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1, согласно которой военная агрессия Российской Федерации против Украины, признана форс-мажором (обстоятельством непреодолимой силы), исполнители услуг по послепроектному мониторингу отказываются их осуществлять в течение периода военного времени.
Лабораторные исследования также усложнены возможностью логистики по территории Украины, соблюдение требований безопасности во время "воздушных тревог", проверки на блокпостах и т.д.
В отдельных случаях из-за военных действий внедрение планируемой деятельности невозможно.
“В то же время вывод из ОВД теряет силу через пять лет в том случае, если не было принято решение о проведении планируемой деятельности. В связи с чем есть необходимость приостановления течения срока действия заключения по оценке воздействия на окружающую среду на период военного положения", – говорится в материале.
ПАЭУ отмечает, что для стимулирования экономики во время войны необходимо реформирование регуляторной системы с целью упрощения всех экономически важных процедур.
Чтобы обеспечить непрерывность хозяйственной деятельности, ПАЭУ предлагает:
- Внести изменения в приложение 2 к Постановлению Кабинета Министров Украины "Некоторые вопросы обеспечения производства хозяйственной деятельности в условиях военного положения" от 18 марта 2022 г. № 314 и исключить из перечня видов хозяйственной деятельности, которые не могут производиться на основании представления декларации в условиях военного положения специальное водопользование и оценку влияния на окружающую среду, кроме планируемой деятельности в пределах территорий особого природоохранного интереса (Изумрудной сети) и сплошных и постепенных рубок главного пользования и сплошных санитарных рубок на площади более 1 гектара, которые не предназначены для оборонных целей государства и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также всех сплошных санитарных рубок на территориях и объектах природно-заповедного фонда.
- Остановить на период военного положения и в течение трех месяцев после его прекращения обязательность выполнения ч. 1 статьи 13 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду".
- Остановить на период военного положения и в течение 3 месяцев после его прекращения пп. 2, 3, 6, 7 ч. 1 статьи 15 Закона Украины "Об оценке влияния на окружающую среду" в части информирования общественности и проведения общественных обсуждений, неучет в установленном порядке результатов оценки влияния на окружающую среду при принятии решения о производстве планируемой деятельности, производстве планируемой деятельности , которая подлежит ОВД, без осуществления такой оценки и получение решения о производстве планируемой деятельности, несоблюдении при ведении хозяйственной деятельности, эксплуатации объектов, других вмешательств в природную среду и ландшафты, в том числе с добычей полезных ископаемых, использованием техногенных месторождений полезных ископаемых , экологических условий, определенных в заключении по оценке воздействия на окружающую среду, относительно послепроектного мониторинга.
- Остановить на время военного положения и в течение 3-х месяцев после его прекращения течение срока действия заключения по оценке воздействия на окружающую среду.
Предложения также направлены в адрес Государственной регуляторной службы Украины (ДРС), которая их поддержала и выразила готовность к участию в подготовке соответствующих изменений в законодательства.
Напомним, более 100 представителей бизнеса и власти обсудили работу эколога в военное время .
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, экоактивисты раскритиковали отмену ОВД на период послевоенного восстановления.