Экоцид могут признать пятым международным преступлением против мира – The Economist Shutterstock

Экоцид могут признать пятым международным преступлением против мира – The Economist

Зоряна Бердник

Над этим работают известные юристы-международники

На фоне климатического кризиса и других экологических проблем все острее встает проблема юридического определения понятия "экоцид" и введение уголовной ответственности на международном уровне за уничтожение экосистем.

Как пишет журнал The Economist, с целью официального определения термина "экоцид" в ноябре 2020 года по поводу 75-й годовщины открытия Нюрнбергского процесса по военным преступлениям нацистских лидеров в 1945 году создана группа международных юристов.

Разработку концепции инициировал фонд "Останови экоцид" (соучредитель – Поли Хиггинс) при поддержке шведских парламентариев.

Коллегию, которая координирует инициативу, возглавляют профессор Филипп Сэндс из Университетского колледжа Лондона и Флоренс Мумба, бывшая судья Международного уголовного суда. Всего в состав коллегии входят 13 юристов из разных стран мира.

Они работают над юридическим определением понятия "экоцид", которое стояло бы наравне с другими международными преступлениями, например преступлениями против человечества, геноцидом и военными преступлениями. Ожидается, что проект определения термина будет опубликован в июне 2021 года. После этого коллегия надеется, что такое преступление, как экоцид, будет предложено и в конце концов учтено как поправка к Римскому статуту, регулирующему работу Международного уголовного суда. Это может также стать переломным моментом в понимании отношений между людьми и природой, пишет издание.

Идея криминализации экоцида не нова. Прецеденты

Отмечается, что Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида запрещает "умышленное причинение вреда" группе людей путем создания "условий жизни, рассчитанных на физическое уничтожение". Некоторые аналитики утверждают, что это может предусматривать разрушения экосистем, где проживает эта группа людей.

В 1972 году на Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме тогдашний премьер-министр Швеции Улоф Палм обвинил американское правительство в "экоциде" из-за использования во Вьетнаме химического реагента "Агент оранж" – гербицида, применяемого для дефолиации лесов и разрушения посевов, вследствие чего оставалась большая часть опустошенной земли. Ранние проекты Римского статута содержали преступления "серьезный экологический ущерб", но их, в конце концов, не было принято, кроме положения, предусмотренного военными преступлениями, запрещающего "методы модификации окружающей среды" с помощью использования химических веществ, имеющих "широкое распространение или тяжелые последствия".

Далее кампания за признание экоцида как международного преступления была главным образом работой адвоката и активистки Поли Хиггинс. В 2010 году Хиггинс лоббировала правовую комиссию ООН относительно толкования преступления экоцида, которое она определила как "масштабное уничтожение, повреждение или разрушение экосистемы конкретной территории" – пятое преступление против мира. Международный уголовный суд впоследствии отказался рассматривать уничтожение окружающей среды как "преступление против человечества", кроме условий, что такие действия имели достаточно вредное воздействие на людей, проживающих в определенной местности.

В начале этого года такой случай был передан в Гаагу лидерами коренных народов против президента Бразилии Жаира Болсонару относительно вырубки лесов в Амазонке.

"Антропоцентрической" характер определяющий в криминализации экоцида на международном уровне

Все преступления, "подконтрольные" Международному уголовному суду, сосредоточены на защите людей. Большинство попыток ввести экологический ущерб в международное уголовное право имели "антропоцентрический характер" с привязкой статуса экосистем к преимуществам, которые они предоставляют людям, проживающим на конкретной территории.

Филипп Сэндс считает, что в определении экоцида самоцелью стоит устанавливать необходимость охраны окружающей среды. Это означает, что вред окружающей среде должен иметь собственную основу для определения, а не попадать под уже имеющиеся.

Также одно из требований введения экоцида в международное уголовное право предусматривает, что любые изменения в Римский статут должны быть предложены одной из стран, которые его подписали, а затем одобрены двумя третями других. Вануату и Мальдивы, которым угрожает изменение климата, выразили заинтересованность предложить такую поправку. Франция и Бельгия пообещали дипломатическую поддержку. Сэндс считает, что рост глобального "экологического сознания" и давление общественности на политиков заставят другие страны также двигаться в нужном направлении.

Что даст признание экоцида международным преступлением

Международное уголовное право часто выступает опорой. Так, несмотря на то, что страны часто меняют свое внутреннее законодательство в соответствии с глобальными договоренностями, во многих случаях правительства просто изымают положения, которые им не нравятся. Но аналитики утверждают, что определение конкретных международных преступлений помогает установить нормы приемлемого поведения. Международные судебные дела также создают прецеденты о неправомерных действиях и лишают виновных в их совершении иллюзии безнаказанности.

К Нюрнбергскому судебному процессу, отмечает Сэндс, страны "вполне свободно обращались со своими гражданами, как им заблагорассудится, если они хотели убить половину своего населения, они могли бы это сделать, но все изменилось в один миг".

Отметим, что известный английский юрист-международник Филипп Сэндс, который имеет львовские корни, часто приезжал во Львов, где не раз читал лекции в университетах.

Ранее ЭкоПолитика также сообщала, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины введет аэрокосмический мониторинг для фиксации экологических преступлений.

Читайте также
Экологи рассказали, какие животные будут голодать из-за уборки опавших листьев
Экологи рассказали, какие животные будут голодать из-за уборки опавших листьев

Теперь у вас будет еще один аргумент, чтобы оставить осенний ковер в покое

Чтобы искоренить коррупцию в лесной отрасли, нужен не один год, — Светлана Гринчук
Чтобы искоренить коррупцию в лесной отрасли, нужен не один год, — Светлана Гринчук

Среди прочего, мы подробно обсудили один из самых острых вопросов, который беспокоит представителей промышленности – внедрение НДТМ и получение интегрированных разрешений

"Оставить нельзя сжечь": экоактивисты рассказали о пользе опавших листьев для почвы
"Оставить нельзя сжечь": экоактивисты рассказали о пользе опавших листьев для почвы

Каждую осень украинцы сжигают его в больших количествах, чем наносят вред окружающей среде