"Думают, что помогают природе": почему в Украине не могут побороть поджигателей травы?

"Думают, что помогают природе": почему в Украине не могут побороть поджигателей травы?

Елена Яценьо

Штрафы за поджог сухостоя увеличили в 18 раз, а контролировать поджигателей – некому

В сознании многих украинцев крепко засела мысль, что выжигать сухую траву весной или осенью – это что-то полезное. Мол, если выжжешь старую растительность, новая будет расти лучше и еще улучшится качество почвы. В погоне за этим некоторых украинцев не останавливает ничего: ни фото погибших в таких пожарах мелких животных и птиц, ни смерть, ни уничтожение имущества. Экологи, спасатели и активисты ежегодно призывают украинцев не жечь сухостой, а нардепы даже увеличили штрафы за пал, но все – бесполезно.

К чему на самом деле приводит поджигание сухостоя, и как искоренить у украинцев эту пагубную привычку – выясняла ЭкоПолитика.

Поджигание травы – один из методов борьбы с сухостоем, который применяют в разных странах мира, рассказывает директор Национального биосферного заповедника "Аскания Нова" Виктор Шаповал. Сухостой действительно часто создает проблему, в частности, в степных зонах. Раньше там водилось много крупных копытных животных, которые съедали старую растительность и таким образом побуждали обновляться травяной покров. Сейчас такие животные практически исчезли и сухая трава начала накапливаться и образовывать своеобразную подстилку.

"Поскольку для степной зоны характерен дефицит влаги, эта подстилка в таком состоянии может находиться очень долго и не минерализуется. – рассказывает Шаповал. – Поэтому меняется гидротермический режим почвы. Дополнительные запасы влаги, которые удерживаются, а не испаряются, способствуют изменению растительных формаций. То есть, степи захватывает растительность лугов".

Шаповал отмечает, что некоторые растения после пожара действительно начинают расти лучше, к примеру, ковыль, чертополох, тюльпаны и другие луковичные. Но санкционированно выжигаемый участок нужно должным образом готовить и контролировать:

"Территория определенного участка ограждается по периметру и этот фактор будет выполнять роль сдерживания. Еще есть такая мера остановки огня, как встречный пал. Если двигается фронт огня, на встречу ему на определенном расстоянии проводится поджигание территорий. Фактически мы получаем уже сгоревшую полосу, которую мы можем легко погасить. А когда основной фронт доходит туда, он упирается в выгоревшую территорию и таким образом останавливается".

В то же время следует помнить, что вблизи населенных пунктов подобные мероприятия не практикуют. Более того, обжиг сухостоя вообще запрещен украинским законодательством.

Сжигание действительно когда-то применялось для уничтожения прошлогодней растительности на полях и пастбищах. Но сейчас этого не разрешают природные условия, объясняет кандидат сельскохозяйственных наук по специальности "Экология", научный сотрудник Национального ботанического сада имени М.М. Гришко НАН Украины Тимур Бедерничек.

Как говорит эколог, все дело в перераспределении осадков. Вместо, условно, 10 слабых дождей, которые равномерно насыщают влагой почву, мы получаем 1-2 ливня, влагу от которых не могут быстро поглотить ни почвы, ни растения. Из-за недостатка влаги растительность значительно лучше загорается, поэтому и обжиг сухостоя значительно чаще превращается в масштабные пожары.

Представитель общественной инициативы "Корень нации" Николай Богатырь с Переяславщины хорошо знаком с последствиями необдуманных сжиганий. Николай демонстрирует нам фото одного из 10 высохших деревьев, которые ему удалось отыскать. Он планировал перевезти дерево в музей и установить в нем экспозицию для патриотического и экологического воспитания. Но за 10 часов до планируемого вывоза дерево уничтожил огонь. Виновных, говорит, так и не нашли.

Николай также становился и свидетелем сжигания и даже был вынужден тушить неконтролируемый огонь. Рассказывает, когда заставлял людей с поличным, они даже не понимали, что делают что-то плохое, думали, что наоборот помогают природе.

"Находясь возле одной из деревень я увидел, как мужчина с нескольких сторон начал поджигать поле с растительностью. Я заставил его тушить огонь, но пожар быстро распространился и начал подбираться к местному кладбищу. Я понял, что мы не успеваем погасить. Тогда вызвал сельского голову и пожарных. Благодаря пожарным, огонь удалось усмирить. Поджигающие люди не понимают, что у кого-то другого в это время может гореть дом и пожарные нужны там, а они вынуждены тушить поля".

Весной 2020-го Верховная Рада даже приняла закон, которым в 18 раз увеличила размер штрафов за поджег травы. Следовательно с поджигателя могут взыскать от 3060 до 21 420 грн. Но и это поджогов не убавило. В разгар сезона количество пожаров может идти на сотни всего за сутки. К примеру, по информации ГСЧС, только за 9 апреля 2021 года произошло 195 пожаров и выгорело 125 га площадей. Часто от пожаров страдают и сами поджигатели. К примеру, такой случай произошел в апреле 2021-го в Ривненской области. В селе Подлесное местный житель жег сухую траву на своем участке. Из-за дыма от пожара он потерял сознание, упал и задохнулся.

Поджигание травы может спровоцировать и более масштабные последствия. В апреле 2020-го начался пожар в Чернобыльской зоне, который тушили более 10 дней. Как рассказывал ранее ЭкоПолитике вице-президент PAEU, эколог Валентин Щербина, тогда в воздух поднялось 7000 гигабекерелей радионуклидов, разлетавшиеся по нескольким континентам. Они долетели до Франции, Северной Африки, Казахстана, Скандинавии. В Киев, по подсчетам эксперта, попало 500 миллизивертов с Чернобыльским ветром. А причина всего этого – опрометчивый поджог травы за пределами зоны отчуждения.

Но поджигание травы вредно не только из-за риска пожара, как рассказывает Бедерничек, выжигание травы не придает плодородия, а наоборот уничтожает плодородный слой почвы.

"Уничтожается микробная биомасса, очень важная в контексте плодородия почвы, разнообразные бактерии, грибы, полезные для растений. Мы фактически "обнуляем" всю систему. Для того чтобы эта система снова заработала, чтобы там поселились полезные микроорганизмы, должно пройти длительное время. Если мы каждую весну сжигаем растения, то приводим к существенному ухудшению плодородного слоя почвы, уменьшению содержания гумуса".

Шаповал, в свою очередь, отмечает, что из-за пожаров увеличиваются выбросы в атмосферу.

Если вам нужно освободить поле от прошлогодней растительности, вместо поджогов Бедерничек советует перепахивать стерню и другой сухостой:

"Со временем стерня превращается в органическое вещество почвы, гумус. Перепашка – это достаточная мера, которая не будет ухудшать свойства почвы".

Что же делать, чтобы массовые поджоги отошли в прошлое? Бедерничек объясняет, простого увеличения штрафов в этом случае недостаточно. Нужно, чтобы кто-то контролировал нарушения. А в Украине этим – некому заниматься. По словам эксперта, Государственная экологическая инспекция давно не выполняет свои функции, полиция на поджоги не реагирует, а спасателей можно вызвать только тогда, когда возгорание превратится в масштабный пожар.

"Нужно повысить уровень контроля и обеспечить неотвратимость наказания. – говорит Бедерничек. – Если бы десяток поджигателей получили серьезные штрафы, возможно, это повлекло бы резонанс и заставило других задуматься".

Обжиг – это далеко не единственный метод борьбы с сухостоем. Украинцы могут выбирать более безопасные альтернативы. Но поджог требует наименьших финансовых затрат. К тому же поджоги, не повлекшие пожара, практически не вызывают интереса контролирующих органов. Поэтому многие граждане до сих пор их практикуют, несмотря на риски. Следовательно, кроме увеличения штрафов, следует усиливать еще и систему контроля за поджигателями. Только тогда, когда граждане будут понимать, что не зависимо от масштаба последствий, их действия будут наказаны, весна в Украине перестанет быть сезоном пожаров.

Читайте также
В Киевской области поджигатели сухостоя уничтожили 67 га экосистем за выходные
В Киевской области поджигатели сухостоя уничтожили 67 га экосистем за выходные

Самый масштабный пожар спасатели тушили около 8 часов

В Киеве пожар в экопарке "Осокорки" уничтожил 7% поймы
В Киеве пожар в экопарке "Осокорки" уничтожил 7% поймы

Площадь выжженной растительности на четырех очагах пожара достигла 10,4 гектара

В Киеве загорелся экопарк "Осокорки". Фото и видео с места
В Киеве загорелся экопарк "Осокорки". Фото и видео с места

Экоактивисты подозревают, что пожар произошел из-за поджога, чтобы расширить застройку

На Львовщине начался сезон сжигания сухостоя: за день потушили 10 пожаров
На Львовщине начался сезон сжигания сухостоя: за день потушили 10 пожаров

Штрафы за поджог сухостоя достигают 21 420 гривен