В законопроекте №4142 "О системе общественного здоровья", который прошел первое чтение в феврале 2021 года, одной из норм вводят понятие опасного фактора и разрешительной системы для него.
ЭкоПолитика неоднократно освещала мнение экспертов и отраслевых ассоциаций в отношении последних инициатив депутатов Верховной Рады, связанных с экологическими вопросами. Речь идет о законопроекте №4167 по регулированию промышленного загрязнения и законопроекте №3091 "О государственном экологическом контроле".
Оба этих законопроекта характеризует недостаточная проработка, они не учитывают украинских реалий и содержат ряд критически негативных норм, содержащих потенциальные угрозы для национальной безопасности Украины.
Заместитель секретаря СНБО подчеркивал: введение последних жестких экологических требований, действующих в ЕС, и полное соответствие европейским НДТМ не предусматривается в Соглашении об ассоциации. Страны ЕС устанавливали различные исключения и отклонения от НДТМ, ориентируясь на экономическую целесообразность, с учетом состояния промышленности. Поэтому Украина тоже не должна полностью копировать европейские нормативы, устанавливая их безусловную обязательность для украинских предприятий.
Законотворческие инициативы депутатов Верховной Рады, создающие чрезмерно зарегулированную бюрократическую среду, негативно влияющую на работу промышленности, не ограничиваются экологическими вопросами. Дополнительное регулирование промышленности планируется вводить также в области охраны здоровья. В проекте закона №4142 также подобно тому, что предлагается в законопроекте №4167, наблюдаются попытки ввести избыточное регулирование промышленности.
Так, в разделе законопроекта VI Государственное регулирование и контроль в сфере защиты здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия вводится еще одна разрешительная система — введение регистрации опасного фактора (опасный фактор — любой химический, физический, биологический фактор, осуществляет или при определенных условиях может оказывать вредное воздействие на здоровье человека).
Предполагается введение лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья населения. Использование любого опасного фактора допускается только при условии его государственной регистрации. Решение о регистрации или отказе в регистрации опасного фактора принимается в течение 60 дней после поступления соответствующих документов.
Для любого опасного фактора, присутствующего в среде жизнедеятельности человека, устанавливаются научно обоснованные параметры безопасности — государственные медико-санитарные нормативы и, в случае необходимости, государственные медико-санитарные правила (регламенты) использования (применения).
Предприятия, работающие с опасным фактором должны проходить регистрацию данного фактора, предоставлять установленные законопроектом документы и сведения. За нарушение требований санитарного законодательства предусмотрено полное или частичное приостановление производства и/или обращения продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Общим для законопроектов последнего времени является то, что под предлогом заботы об экологии и здоровье населения для промышленности вводятся крайне избыточные забюрократизированные меры регулирования, разрешительные системы от которых зависит элементарная жизнедеятельность предприятий, создается дополнительная нагрузка на предприятия, их конкурентоспособность.