Европейский механизм корректировки углеродных границ (CBAM) может побуждать экспортеров, в частности из Азиатско-Тихоокеанского региона, переходить на более экологичные технологии.
Об этом говорится в анализе специализированного подразделения по экологическим, социальным и управленческим вопросам Sustainable Fitch, сообщает BusinessWorld.
Аналитики подчеркнули, что регулирующие органы в регионе могут также создать внутренние механизмы ценообразования на выбросы углерода. Это приведет к снижению интенсивности выбросов углерода и минимизирует риски на фоне растущей тенденции тарифов на выбросы углерода в других странах мира.
Кроме того, ЕС является третьим по величине торговым партнером Юго-Восточной Азии, на которого приходится около 11% общей торговли.
Отмечается, что в ЕС первый этап запуска CBAM состоится в октябре 2023 года, а полноценно начнет функционировать в 2026 году. Механизм призван стимулировать внедрение более "чистых" технологий в промышленное производство для уменьшения утечки углерода, особенно крупными экспортерами сырья и промышленных товаров.
"Мы ожидаем, что эта схема будет поощрять экспортеров Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC) разрабатывать и внедрять чистые технологии, снижающие интенсивность выбросов углерода в ожидании соответствия требованиям CBAM, а также возможному расширению секторов, охваченных механизмом", — заявили в Sustainable Fitch.
Аналитики подчеркнули, что, вероятно, декарбонизация не будет столь проста в Юго-Восточной Азии, поскольку правительства сбалансируют социальные и экономические соображения с экологическими. Однако CBAM может ускорить прогресс в согласовании национальных структур и стратегий углерода с целями в отношении нулевых выбросов углерода.
Они добавили, что CBAM также увеличит расходы в цепочке поставок. Это привело к дискуссии о торговом протекционизме и дискриминации торговых партнеров ЕС. Ведь тарифы на выбросы углерода могут побуждать промышленных производителей Азиатско-Тихоокеанского региона направлять торговые потоки на рынки с менее жесткими климатическими требованиями, чтобы оставаться конкурентоспособными. Эффективность углеродных тарифов для сдерживания утечки углерода должна повышаться по мере расширения масштабов углеродных рынков и охваченных секторов.
"Несмотря на большой объем торговли, реакция региона на CBAM была приглушена, поскольку около 90% экспорта промышленных товаров Юго-Восточной Азии в ЕС выходят за пределы определенных категорий товаров", — подчеркнули аналитики.
CBAM будет распространяться на 6 секторов (железо и сталь, цемент, удобрения, электроэнергия, алюминий и водород). Однако ни один из которых не является ключевым для торговли между ЕС и Юго-Восточной Азией.
"Sustainable Fitch видит ограниченное влияние на основные экономики Юго-Восточной Азии. Однако со временем ситуация может измениться. Например, если CBAM будет расширен, чтобы включить больший спектр секторов и импортированных продуктов, региональные экономики Юго-Восточной Азии могут быть вынуждены ввести соответствующие национальные экологические нормы и технологии во избежание потери важного зарубежного рынка. Такой переход не обойдется без проблем", – подчеркнули аналитики.
Напомним, недавно согласованный в ЕС механизм корректировки углеродных границ (CBAM) может замедлить усилия по декарбонизации, а не стимулировать их.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Великобритания рассматривает возможность ввести свой налог на выбросы углерода на импортную сталь, аналогичную европейскому механизму корректировки углеродных границ (CBAM).