CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов

CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов

Екатерина Белоусова

Конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы

Руководитель компании "Центр экологии и развития новых технологий" Владислав Антипов предупредил, что европейский механизм углеродной корректировки импорта CBAM может создать дополнительные затраты на традиционную металлопродукцию до €100 за тонну.

Это касается металла, производимого в доменных печах и кислородных конверторах, а размер таких расходов будет зависеть от цены на выбросы углерода в ЕС, рассказал он в интервью для Mind.

Антипов подчеркнул, что под действие CBAM подпадает около $6 млрд украинского экспорта, почти 90% которого составляет продукция горно-металлургической промышленности.

Он пояснил, что до 2026 года, то есть на первом этапе CBAM, компании-импортеры должны только отчитываться об объемах углеродного следа своих товаров, а именно выбросов от:

  • черной металлургии;
  • алюминия;
  • удобрений;
  • цемента;
  • электроэнергии;
  • водорода;
  • некоторых других товаров в определенных условиях.

На втором этапе компаниям придется платить так называемые CBAM-сертификаты.

По его словам, углеродная пошлина создает не только риски для украинских компаний, но и возможностей. Ведь конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы.

"Если украинская экономика сможет осуществить переход к низкоуглеродному развитию и ввести принципы циркулярной экономики, то, несмотря на дополнительные расходы, связанные с CBAM, наши товары станут более конкурентными в Европе", – пояснил Антипов.

Он отметил, что отчетность по CBAM значительно отличается от украинского мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МЗВ) ведь:

  • отчеты имеют разную форму и процедуру согласования;
  • МЗВ охватывает только прямые выбросы из установки (Scope 1), а CBAM требует включения Scope 2 и Scope 3, то есть косвенных выбросов от производства электроэнергии и выбросов в цепи создания стоимости;
  • в CBAM рассчитываются выбросы по каждой категории продукции в отдельности, а для МЗВ учитываются все валовые выбросы из установки.

По его словам, противоречие между системой налогообложения СО2 в Украине и ЕС является настоящей проблемой. Ведь в Украине отсутствует синхронизация МЗВ как системы учета парниковых газов и системы налогообложения тех же газов.

Антипов отметил, что отчетность МЗС подается, верифицируется и согласуется ежегодно, а уплата налогов за выбросы парниковых газов производится ежеквартально. Следовательно, промышленные предприятия 3 из 4 кварталов должны платить налоги без согласованной цифры по выбросам парниковых газов.

“Эта проблема легко решается переводом уплаты налога на выбросы парниковых газов на ежегодную основу, но наше правительство и Верховная Рада не очень торопятся с этим вопросом, – сказал он, добавив, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов планирует запустить в полноценном режиме национальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ) в 2026 году. – В будущем планируется объединить украинскую и европейскую системы торговли выбросами, но на сегодняшний день эта цель слишком амбициозна”.

Антипов подчеркнул, что создание СТВ – важный шаг в направлении евроинтеграции, позволяющий смягчить последствия CBAM для украинских предприятий. Цена на углерод будет зависеть от политики правительства и уровня промышленного производства в стране.

Он добавил, что климатическая политика Украины зависит от переговорного процесса по вступлению Украины в ЕС. Однако ее реформа должна быть четко синхронизирована с доступностью финансирования для внедрения на конкретных предприятиях.

"Без понятных источников финансирования, которые, к сожалению, еще четко не определены, все наши реформы и стратегии останутся на бумаге, как происходило последние 30 лет", – подчеркнул Антипов.

Напомним, аналитик из GMK Center Андрей Глущенко предупредил, что форсирование запуска системы торговли квотами на выбросы, пилотный запуск которой анонсирован на 2025 год, увеличивает риски будущих "перекосов" в работе СТВ.

Ранее ЭкоПолитика пообщалась с координатором Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Ольгой Бойко о том, готова ли Украина к запуску СТВ как законодательно, так и реально.

Читайте также
В Конгресс США внесли законопроект о выбросах углерода по примеру CBAM
В Конгресс США внесли законопроект о выбросах углерода по примеру CBAM

Это уже не первая подобная законодательная инициатива

Китай ускоряет переход на "зеленую" сталь, поскольку "надвигается" CBAM
Китай ускоряет переход на "зеленую" сталь, поскольку "надвигается" CBAM

Объем сокращения выбросов СО2 в стране может составить 200 млн т к 2026 году, что равняется всем выбросам сталелитейного сектора ЕС

Для малого бизнеса введение CBAM создает как вызовы, так и возможности, – ITC
Для малого бизнеса введение CBAM создает как вызовы, так и возможности, – ITC

Большинство вызовов связано с ростом финансовых затрат

Европейские бизнесы назвали CBAM "бюрократическим безумием"
Европейские бизнесы назвали CBAM "бюрократическим безумием"

Чиновники Европейской Комиссии обещают разработать дополнительные разъяснительные документы до конца этого года