CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов

CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов

Екатерина Белоусова

Конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы

Руководитель компании "Центр экологии и развития новых технологий" Владислав Антипов предупредил, что европейский механизм углеродной корректировки импорта CBAM может создать дополнительные затраты на традиционную металлопродукцию до €100 за тонну.

Это касается металла, производимого в доменных печах и кислородных конверторах, а размер таких расходов будет зависеть от цены на выбросы углерода в ЕС, рассказал он в интервью для Mind.

Антипов подчеркнул, что под действие CBAM подпадает около $6 млрд украинского экспорта, почти 90% которого составляет продукция горно-металлургической промышленности.

Он пояснил, что до 2026 года, то есть на первом этапе CBAM, компании-импортеры должны только отчитываться об объемах углеродного следа своих товаров, а именно выбросов от:

  • черной металлургии;
  • алюминия;
  • удобрений;
  • цемента;
  • электроэнергии;
  • водорода;
  • некоторых других товаров в определенных условиях.

На втором этапе компаниям придется платить так называемые CBAM-сертификаты.

По его словам, углеродная пошлина создает не только риски для украинских компаний, но и возможностей. Ведь конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы.

"Если украинская экономика сможет осуществить переход к низкоуглеродному развитию и ввести принципы циркулярной экономики, то, несмотря на дополнительные расходы, связанные с CBAM, наши товары станут более конкурентными в Европе", – пояснил Антипов.

Он отметил, что отчетность по CBAM значительно отличается от украинского мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (МЗВ) ведь:

  • отчеты имеют разную форму и процедуру согласования;
  • МЗВ охватывает только прямые выбросы из установки (Scope 1), а CBAM требует включения Scope 2 и Scope 3, то есть косвенных выбросов от производства электроэнергии и выбросов в цепи создания стоимости;
  • в CBAM рассчитываются выбросы по каждой категории продукции в отдельности, а для МЗВ учитываются все валовые выбросы из установки.

По его словам, противоречие между системой налогообложения СО2 в Украине и ЕС является настоящей проблемой. Ведь в Украине отсутствует синхронизация МЗВ как системы учета парниковых газов и системы налогообложения тех же газов.

Антипов отметил, что отчетность МЗС подается, верифицируется и согласуется ежегодно, а уплата налогов за выбросы парниковых газов производится ежеквартально. Следовательно, промышленные предприятия 3 из 4 кварталов должны платить налоги без согласованной цифры по выбросам парниковых газов.

“Эта проблема легко решается переводом уплаты налога на выбросы парниковых газов на ежегодную основу, но наше правительство и Верховная Рада не очень торопятся с этим вопросом, – сказал он, добавив, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов планирует запустить в полноценном режиме национальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ) в 2026 году. – В будущем планируется объединить украинскую и европейскую системы торговли выбросами, но на сегодняшний день эта цель слишком амбициозна”.

Антипов подчеркнул, что создание СТВ – важный шаг в направлении евроинтеграции, позволяющий смягчить последствия CBAM для украинских предприятий. Цена на углерод будет зависеть от политики правительства и уровня промышленного производства в стране.

Он добавил, что климатическая политика Украины зависит от переговорного процесса по вступлению Украины в ЕС. Однако ее реформа должна быть четко синхронизирована с доступностью финансирования для внедрения на конкретных предприятиях.

"Без понятных источников финансирования, которые, к сожалению, еще четко не определены, все наши реформы и стратегии останутся на бумаге, как происходило последние 30 лет", – подчеркнул Антипов.

Напомним, аналитик из GMK Center Андрей Глущенко предупредил, что форсирование запуска системы торговли квотами на выбросы, пилотный запуск которой анонсирован на 2025 год, увеличивает риски будущих "перекосов" в работе СТВ.

Ранее ЭкоПолитика пообщалась с координатором Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Ольгой Бойко о том, готова ли Украина к запуску СТВ как законодательно, так и реально.

Читайте также
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру

CBAM заставит импортеров платить за каждую тонну выбросов углерода, связанных с производством импортируемой продукции

Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко
Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко

Из-за CBAM украинский экспорт ежегодно будет терять около €1,5 миллиарда

СТВ может уменьшить конкурентоспособность украинской продукции, – Семкив
СТВ может уменьшить конкурентоспособность украинской продукции, – Семкив

С 2026 года свои аналоги CBAM внедрят США, Великобритания и страны Латинской Америки

В нынешних условиях финансовая нагрузка от CBAM будет чрезмерной для экономики, — EBA
В нынешних условиях финансовая нагрузка от CBAM будет чрезмерной для экономики, — EBA

Импортер подпадающего под СВАМ товара при его ввозе в ЕС, должен заплатить за выбросы СО2 путем покупки сертификатов