Одноразовые маски для лица, которых ежедневно используют около 6,8 миллиардов для предотвращения распространения COVID-19, можно переделать для строительства дорог.
К такому выводу пришли ученые Мельбурнского королевского технологического университета (RMIT). Свое исследование они опубликовали в издании Science of the Total Environment.
Ученые предлагают смешать измельченные маски с переработанным бетоном, который получают из отходов снесенных зданий. Смесь может сделать дороги более прочными, пластичными и гибкими, чем просто использование переработанного бетона, заявляет ведущий автор исследования, доктор Мохаммад Сабериан.
Причина в том, что в одноразовых масках есть пластик, в частности полипропилен, который трудно разлагается, указывают исследователи. Они также объясняют, что полипропиленовые волокна в масках усиливают связи между частицами щебня, что делает дорогу крепче.
Со своей стороны, руководитель эксперимента профессор Джи Ли отмечает, что бетон, смешанный с масками, можно использовать в двух из четырех слоев дороги. По оценкам авторов технологии, для прокладки двухполосной дороги протяженностью 1 км потребуется около 3 млн масок для лица – это 93 тонн отходов.
Использование смеси снизит расходы при строительстве на 30%, добавляют ученые. Только добыча бетона из карьера стоит около $50 за тонну, а стоимость переработанного бетона составляет около $26. С учётом с затрат во время сбора и дезинфекции масок готовая смесь может стоить от $32 до $78 за тонну, объясняет Ли.
Также, по мнению ученых, такой подход к переработке масок должен также уменьшить количество выбросов, которые выделяются во время их сжигания.
Однако другие эксперты в этой области выразили обеспокоенность относительно того, является ли использование масок на дорогах оптимальным вариантом.
Например, Сами Кара, профессор устойчивого производства в Школе машиностроения и производственной инженерии Университета Нового Южного Уэльса считает, что состав маски и то, что с ней происходит в течение ее жизненного цикла, нужно изучить подробнее, чтобы её повторное использование не привело к другим экологическим проблемам.
Как писала ЭкоПолитика, в Центре управления отходами рассказали об опыте зарубежных стран в строительстве дорог с переработанного пластика. В частности, из этого материала успешно строят дороги в Индии, Великобритании и Нидерландах.