Мировые корпорации, в том числе Apple, Google, Microsoft и Tesla Inc., обвинили в том, что они сопротивляются праву потребителей на ремонт техники, чтобы стимулировать покупку новых гаджетов.
Только в 2019 году в мире выбросили около 53,6 млн тонн электроники, из которых только 17% попало на переработку, сообщает Bloomberg.
В материале подчеркнули, что компании затрудняют техникам доступ к их продукции, выходным частям или обновлением программного обеспечения. Устройства просто выбрасывают, ведь часто ремонт стоит даже дороже, чем покупка нового. Некоторые компании, в частности Apple, обвиняют в преднамеренном обновлении программного обеспечения для ухудшения производительности.
После длительного сопротивления призывам групп кампаний по поводу "права на ремонт" гаджетов некоторые крупные производители начинают менять свою позицию.
Отмечается, что электронные отходы содержат тяжелые металлы и токсичные соединения, в частности мышьяк, свинец, ртуть и кадмий, которые вызывают онкологические заболевания и врожденные пороки. За последние 50 лет потребление электронных устройств выросло в 6 раз, хотя население мира увеличилось только вдвое.
Авторы подчеркнули, что производство и поставка новых устройств требует значительных затрат энергии и сырья, что еще больше наносит вред окружающей среде. К примеру, производство одного смартфона создает 40-80 кг выбросов углерода, что аналогично выбросам легкового автомобиля за 320 км.
Они также добавили, что трудности с ремонтом возникают и у потребителей другой техники, например, стиральных машин, холодильников, автомобилей, тракторов и т.д.
В материале подчеркнули, что Apple, Google, Microsoft і Tesla Inc. потратили значительные средства на лоббистов, чтобы доказать, что законы о праве на ремонт раскроют отраслевые тайны, предоставят третьим сторонам доступ к конфиденциальной информации и поставят под угрозу безопасность потребителей.
"Критики говорят, что индустрия выступает против свободного рынка ремонта, поскольку это снизит цены на эту работу и поощрит больше людей ремонтировать свои гаджеты, что приведет к снижению продаж новых", – отметили авторы.
Они также отметили, что в ЕС и Великобритании законодательно вынудили производителей стиральных и посудомоечных машин, холодильников и телевизоров гарантировать возможность замены деталей обычными инструментами, которыми потребители могут легко воспользоваться. ЕС рассматривает возможность распространения таких норм на мобильные телефоны, планшеты и компьютеры.
Во Франции производители должны предоставить "оценку ремонтопригодности" для некоторых электронных устройств. Apple, например, поставила iPhone 12 Pro Max, выпущенному в конце 2020 года, 6 баллов по шкале от нуля до 10.
В материале подчеркнули, что защитники прав потребителей уже выражают разочарование тем, что некоторые новые правила приносят пользу только профессиональным ремонтникам, поскольку они не гарантируют права на ремонт для потребителей и некоммерческих организаций. Законодательство часто фокусируется на физических компонентах, а не на программном обеспечении. Замена неисправной части может быть бесполезной, если устройство также требует обновления программного обеспечения.
Отмечается, что вместо замены конкретного компонента предлагается замена целого модуля. К примеру вместо замены подшипников барабана в стиральной машине, возможно, придется заменить весь барабан, что сделает ремонт почти таким же дорогим, как и новая машина.
Напомним, в Европе вступил в силу закон, обязывающий производителей бытовой техники гарантировать ремонт в течение 10 лет.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Европейская комиссия представила новые правила против гринвошинга, запланированного устаревания и ложных экологических заявлений для защиты потребителей.