Выполнение международных экологических обязательств Украины не должно быть основой для ухудшения конкурентных условий для отечественной энергетики и промышленности. От упадка этих отраслей выигрывают прямые конкуренты нашей страны за европейский рынок: Китай, Турция, Россия.
Об этом заявил глава комитета экологии Европейской бизнес ассоциации Станислав Зинченко во время публичного обсуждения Национальной экономической стратегии-2030 — "Развитие энергетического сектора, добывающая промышленность и эффективная защита окружающей среды". На заседании, в частности, присутствовали премьер-министр Денис Шмыгаль, и.о. министра энергетики Юрий Витренко и министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский.
"Украина не может быть лидером в борьбе с изменениями климата, лидерами этого процесса является богатые страны мира, которые одновременно являются лидерами в выбросах парниковых газов. Но мы можем и должны ставить амбициозные цели для обеспечения устойчивого развития: например, в активном внедрении ресайклинга и создании новых отраслей — переработки бытовых и промышленных отходов для их дальнейшего использования. У нас огромный потенциал в области циркулярной экономики: например, использование шлаков при строительстве и ремонте дорог", — заявил эксперт.
Он отметил, что цель по сокращению выбросов парниковых газов в рамках второго Национально определенного взноса должна быть взвешенной и реалистичной, учитывать актуальное состояние экономики и финансовой состоятельности государства и бизнеса. Слишком амбициозная цель, которую Украина фактически не сможет выполнить, в очередной раз скомпрометирует нас в глазах международных партнеров.
Зинченко подчеркнул, что пока НВВ2 и Позиционный документ (ЕЗК) не содержат четко определенных источников финансирования.
"Почему-то считается, что практически 400 млрд евро на достижение целей НВВ2 сами упадут на нас с неба, как только мы задекларируем амбициозную цифру перед нашими партнерами. Без дорожной карты и реальных шагов, без четко определенных источников финансирования и инвестиций мы не достигнем никаких целей — даже не амбициозных. Тоже самое и с новыми стандартами промышленного загрязнения НДТМ, бизнес готов идти по этому пути, но на тех же условиях как и европейские компании: в течение 15-20 лет с активной финансовой поддержкой государства", — сказал представитель ЕБА.
В Ассоциации предложили создать такие финансовые инструменты для реализации положений НВВ2 и ЕЗК:
- благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в декарбонизацию, экологическую модернизацию и отрасль переработки отходов,
- эффективное целевое использование поступлений от экологического налога,
- сотрудничество с международными финансовыми институтами и создание фондов, которые будут привлекать средства от международных финансовых учреждений.
"Особое беспокойство вызывает вероятное негативное влияние механизма пограничной углеродной корректировки (СВАМ) на экспорт из Украины в ЕС, по нашим расчетам он может достигать более 500 млн евро в год (это дополнительные расходы украинских экспортеров). Мы считаем, что существование системы торговли квотами будет весомым аргументом о неприменении СВАМ к Украине и реальным доказательством внедрения Украиной климатической архитектуры ЕС. Поэтому нужно уже сейчас начать разработку проектов законодательства, необходимого для запуска системы торговли квотами в тестовом режиме", — подытожил эксперт.
Как сообщала ЭкоПолитика, ранее Европейская бизнес ассоциация поддержала необходимость пересмотра экологических и климатических положений Соглашения об ассоциации с ЕС.