20 лет "зеленой" политики ЕС: почему Европа так и не решила свои проблемы и при чем тут Украина

20 лет "зеленой" политики ЕС: почему Европа так и не решила свои проблемы и при чем тут Украина

Украине необходимо учесть не только регламенты и стандарты ЕС, но и их ошибки

Пока ЕС "впереди планеты всей" продвигает курс на декарбонизацию экономики и сокращение выбросов, внутри Евросоюза не все так радужно. Тем временем как Европейская комиссия публично декларирует курс на самые высокие в мире "зеленые" стандарты, в Италии уже много лет крупнейший сталелитейный завод открыто пренебрегает "зелеными" нормами.

Авторитетное издание Politico опубликовало материал о том, как предприятие в Таранто не придерживается никаких экологических стандартов, к тому же власти Италии не спешат менять ситуацию.  

Напрашивается вывод, что 20 лет подготовки к "зеленому" переходу Евросоюзу не хватило для достижения экологических стандартов и механизмы декарбонизации экономики не работают и нуждаются в совершенствовании во всех европейских странах. Основываясь на статье Politico, мы попытались разобраться подробнее в "зеленом" лицемерии.

ЕС считается лидером в сфере внедрения новых механизмов и инструментов для достижения целей политики по предотвращению изменения климата и сокращению выбросов парниковых газов. В Украине чиновники создавая "зеленое" законодательство во всю пользуются опытом ЕС, который считают образцом для подражания.

Одним из таких механизмов является система торговли выбросами (СТВ), которая была введена в ЕС в 2005 году. Европейская система торговли выбросами работает по принципу ограничения выбросов и торговли разрешениями на выбросы. Метод, который должен был стимулировать предприятия сокращать выбросы, по факту привел к тому, что некоторые загрязнители смогли даже заработать. Причина — слишком большие объемы бесплатных квот на выбросы, которыми предприятия с меньшими выбросами начали торговать.

На основании открытых данных известно, что за последние десятки лет многие европейские производители не платили за выбросы СО2 вообще. Более того, заводы в 2020 году получили около €1 млрд прибыли за счет реализации избыточных квот в системе EU ETS. Только с 2021 года предприятия начали платить за выбросы.

Многие европейские эксперты и политические деятели неоднократно указывали на спекуляции на углеродном рынке Евросоюза и призывали к системному реформированию EU ETS. Да и сама Еврокомиссия публично заявляла, что планирует постепенно снижать объем квот (в том числе бесплатных).

В феврале 2022 года цена квот на выбросы углекислого газа в европейской системе торговли выбросами достигла рекордно высокого показателя за все время своего существования – €97,49/тонна. Резкий рост цен эмиссионных квот – 68% за декабрь-февраль – аналитики объяснили ростом цен на природный газ в Европе, что, в свою очередь, стимулирует использование угля и подталкивает цену вверх.

Ситуация с подорожанием квот на выбросы вызвала кризис в ЕС. Европейская сталелитейная ассоциация EUROFER уже призвала государства-члены и Европарламент пересмотреть поэтапный отказ от выдачи бесплатных квот на выбросы.

Она прогнозирует, что в 2030 году производители стали в ЕС в среднем могут столкнуться с дополнительными расходами на выбросы СО2 в размере €400 млн. А вместе с воздействием механизма Carbon Border Adjustment (CBAM) и поэтапным отказом от выдачи бесплатных квот на выбросы СО2 дополнительные затраты металлургов в ЕС могут достигнуть €14 млрд.

И пока чиновники ЕС в своих кабинетах размышляют о том, как сделать Green Deal еще более "зеленым", жители итальянского Таранто все глубже погружаются в экологический ад. Прямо под носом у Еврокомиссии древний город в течение многих лет загрязняет крупнейший в Европе сталелитейный завод "Илва". Токсичные выбросы предприятия приводят к проблемам со здоровьем у местных жителей, из-за которых ежегодно погибают сотни людей.

Это напоминает ситуацию с "АрселорМиттал" в Кривом Роге, где власти уже несколько лет ведут "войну" с металлургическим гигантом. Комбинат второй в стране по объемам выбросов вредных веществ в воздух и самый большой загрязнитель в Кривом Роге.

В Италии же много лет сталелитейный завод покрывает город мелкой красной железной рудной пылью и делает местные воды непригодными для выращивания мидий. Также, по мнению нескольких экспертов, он является ключевым фактором, объясняющим более высокие, чем в среднем, показатели рака среди местных жителей.

В 2019 году Европейский суд по правам человека осудил власти Италии за неспособность защитить граждан, проживающих в зоне риска.

Сейчас тема снова стала актуальной, поскольку итальянское правительство снова хочет наращивать производство, обещая восстановить завод, как крупнейшего производителя стали в Европе. Местные активисты и эксперты считают, что без капитального ремонта по новым эко-стандартам этого делать категорически нельзя. Многие хотят, чтобы завод был полностью закрыт. 

Активисты утверждают, что завод не только продолжает извергать токсичные частицы в воздух и воду, но и планы, рекламированные итальянским правительством по озеленению предприятия, являются ложным обещанием.

Часть вины за бездействие в отношении сталелитейного завода Таранто возлагают на Европейскую комиссию в Брюсселе. Критики утверждают, что исполнительное подразделение ЕС не смогло обеспечить соблюдение своих собственных экологических законов в Таранто.

Случай в Таранто уникален с точки зрения масштаба, воздействия на здоровье и окружающую среду, а также того, как это, противоречит центральной миссии Комиссии по превращению Европы в экологическую модель для мира.

Несмотря на пробелы в функционировании ETS в Европе, создание рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов — обязательство Украины по международным договорам. Но по состоянию на сейчас, подготовка к внедрению ETS в нашей стране прекратилась. Украине необходимо учесть не только регламенты и стандарты ЕС, но и их ошибки. Как показал опыт, слепое копирование европейских норм не работает в украинских реалиях.

Возможно, решением будет компромис между обществом, государством и бизнесом, который обеспечит настоящее европейское устойчивое развитие и "зеленый" переход.

Читайте также
Дания предоставит Украине €380 млн в поддержку возобновляемой энергетики
Дания предоставит Украине €380 млн в поддержку возобновляемой энергетики

В Меморандуме также говорится о поддержке и развитии сотрудничества и делового партнерства между датским и украинским бизнесом.

Продажи электромобилей в 2024 году могут достичь нового рекорда
Продажи электромобилей в 2024 году могут достичь нового рекорда

Больше, чем каждый пятый автомобиль, проданный в мире, будет электрическим.

Первый квартал года: что сделали в Минприроды для реформы отрасли охраны окружающей среды
Первый квартал года: что сделали в Минприроды для реформы отрасли охраны окружающей среды

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов провело много работы, но коррупционные риски остались

В Германии набирают популярность "солнечные" балконы
В Германии набирают популярность "солнечные" балконы

Солнечные балконы – это часть более масштабного перехода Европы на возобновляемые источники энергии