20 лет "зеленой" политики ЕС: почему Европа так и не решила свои проблемы и при чем тут Украина

20 лет "зеленой" политики ЕС: почему Европа так и не решила свои проблемы и при чем тут Украина

Валентина Бокий

Украине необходимо учесть не только регламенты и стандарты ЕС, но и их ошибки

Пока ЕС "впереди планеты всей" продвигает курс на декарбонизацию экономики и сокращение выбросов, внутри Евросоюза не все так радужно. Тем временем как Европейская комиссия публично декларирует курс на самые высокие в мире "зеленые" стандарты, в Италии уже много лет крупнейший сталелитейный завод открыто пренебрегает "зелеными" нормами.

Авторитетное издание Politico опубликовало материал о том, как предприятие в Таранто не придерживается никаких экологических стандартов, к тому же власти Италии не спешат менять ситуацию.  

Напрашивается вывод, что 20 лет подготовки к "зеленому" переходу Евросоюзу не хватило для достижения экологических стандартов и механизмы декарбонизации экономики не работают и нуждаются в совершенствовании во всех европейских странах. Основываясь на статье Politico, мы попытались разобраться подробнее в "зеленом" лицемерии.

ЕС считается лидером в сфере внедрения новых механизмов и инструментов для достижения целей политики по предотвращению изменения климата и сокращению выбросов парниковых газов. В Украине чиновники создавая "зеленое" законодательство во всю пользуются опытом ЕС, который считают образцом для подражания.

Одним из таких механизмов является система торговли выбросами (СТВ), которая была введена в ЕС в 2005 году. Европейская система торговли выбросами работает по принципу ограничения выбросов и торговли разрешениями на выбросы. Метод, который должен был стимулировать предприятия сокращать выбросы, по факту привел к тому, что некоторые загрязнители смогли даже заработать. Причина — слишком большие объемы бесплатных квот на выбросы, которыми предприятия с меньшими выбросами начали торговать.

На основании открытых данных известно, что за последние десятки лет многие европейские производители не платили за выбросы СО2 вообще. Более того, заводы в 2020 году получили около €1 млрд прибыли за счет реализации избыточных квот в системе EU ETS. Только с 2021 года предприятия начали платить за выбросы.

Многие европейские эксперты и политические деятели неоднократно указывали на спекуляции на углеродном рынке Евросоюза и призывали к системному реформированию EU ETS. Да и сама Еврокомиссия публично заявляла, что планирует постепенно снижать объем квот (в том числе бесплатных).

В феврале 2022 года цена квот на выбросы углекислого газа в европейской системе торговли выбросами достигла рекордно высокого показателя за все время своего существования – €97,49/тонна. Резкий рост цен эмиссионных квот – 68% за декабрь-февраль – аналитики объяснили ростом цен на природный газ в Европе, что, в свою очередь, стимулирует использование угля и подталкивает цену вверх.

Ситуация с подорожанием квот на выбросы вызвала кризис в ЕС. Европейская сталелитейная ассоциация EUROFER уже призвала государства-члены и Европарламент пересмотреть поэтапный отказ от выдачи бесплатных квот на выбросы.

Она прогнозирует, что в 2030 году производители стали в ЕС в среднем могут столкнуться с дополнительными расходами на выбросы СО2 в размере €400 млн. А вместе с воздействием механизма Carbon Border Adjustment (CBAM) и поэтапным отказом от выдачи бесплатных квот на выбросы СО2 дополнительные затраты металлургов в ЕС могут достигнуть €14 млрд.

И пока чиновники ЕС в своих кабинетах размышляют о том, как сделать Green Deal еще более "зеленым", жители итальянского Таранто все глубже погружаются в экологический ад. Прямо под носом у Еврокомиссии древний город в течение многих лет загрязняет крупнейший в Европе сталелитейный завод "Илва". Токсичные выбросы предприятия приводят к проблемам со здоровьем у местных жителей, из-за которых ежегодно погибают сотни людей.

Это напоминает ситуацию с "АрселорМиттал" в Кривом Роге, где власти уже несколько лет ведут "войну" с металлургическим гигантом. Комбинат второй в стране по объемам выбросов вредных веществ в воздух и самый большой загрязнитель в Кривом Роге.

В Италии же много лет сталелитейный завод покрывает город мелкой красной железной рудной пылью и делает местные воды непригодными для выращивания мидий. Также, по мнению нескольких экспертов, он является ключевым фактором, объясняющим более высокие, чем в среднем, показатели рака среди местных жителей.

В 2019 году Европейский суд по правам человека осудил власти Италии за неспособность защитить граждан, проживающих в зоне риска.

Сейчас тема снова стала актуальной, поскольку итальянское правительство снова хочет наращивать производство, обещая восстановить завод, как крупнейшего производителя стали в Европе. Местные активисты и эксперты считают, что без капитального ремонта по новым эко-стандартам этого делать категорически нельзя. Многие хотят, чтобы завод был полностью закрыт. 

Активисты утверждают, что завод не только продолжает извергать токсичные частицы в воздух и воду, но и планы, рекламированные итальянским правительством по озеленению предприятия, являются ложным обещанием.

Часть вины за бездействие в отношении сталелитейного завода Таранто возлагают на Европейскую комиссию в Брюсселе. Критики утверждают, что исполнительное подразделение ЕС не смогло обеспечить соблюдение своих собственных экологических законов в Таранто.

Случай в Таранто уникален с точки зрения масштаба, воздействия на здоровье и окружающую среду, а также того, как это, противоречит центральной миссии Комиссии по превращению Европы в экологическую модель для мира.

Несмотря на пробелы в функционировании ETS в Европе, создание рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов — обязательство Украины по международным договорам. Но по состоянию на сейчас, подготовка к внедрению ETS в нашей стране прекратилась. Украине необходимо учесть не только регламенты и стандарты ЕС, но и их ошибки. Как показал опыт, слепое копирование европейских норм не работает в украинских реалиях.

Возможно, решением будет компромис между обществом, государством и бизнесом, который обеспечит настоящее европейское устойчивое развитие и "зеленый" переход.

Читайте также
Правительства ЕС срывают дедлайн по финансированию доступного "зеленого перехода"
Правительства ЕС срывают дедлайн по финансированию доступного "зеленого перехода"

Это грозит задержкой выплаты средств, предназначенных для защиты самых бедных европейцев

В 2024 году бюджет ЕС на охрану окружающей среды стал рекордным и превысил расходы на оборону
В 2024 году бюджет ЕС на охрану окружающей среды стал рекордным и превысил расходы на оборону

А вот в Украине – наоборот: даже те средства, которые планировали потратить на природоохранные мероприятия, перенаправляют на создание научного института

ЕС должен снова разрешить использование международных углеродных кредитов, – Дельбеке
ЕС должен снова разрешить использование международных углеродных кредитов, – Дельбеке

Ожидается, что 2 июля комиссар ЕС по вопросам климата Вопке Хукстра обнародует климатическую цель блока на 2040 год, для достижения которой будет разрешено использование таких кредитов

В ЕС расширили круг проектов, которые смогут получить средства на декарбонизацию
В ЕС расширили круг проектов, которые смогут получить средства на декарбонизацию

Консультативную помощь окажут также инициативам, которые подпадают под систему торговли выбросами ETS2