Одним из основных импортируемых товаров Украины является природный газ. В довоенный период мы импортировали его на уровне 8-10 млрд. м3/год и по цене $250 за 1000 м3 это нам стоило $2-2,5 млрд. в год.

А одними из основных экспортных товаров Украины зерно пшеницы и кукурузы. Например, в 2020/21 маркетинговом году мы экспортировали около 49 млн т. зерновых культур.

При средней стоимости зерновых культур в то время — $150 т., экспортная выручка от продажи зерновых составила $7,3 млрд (достаточно, чтобы трижды оплатить стоимость импортируемого газа).

Проанализируем как изменились цены на эти товары за последние 5 лет. Цена природного газа выросла с 10 до 300 Евро/МВт*ч (в 30 раз).

Вероятно, цена в 300 Евро/МВт*ч (свыше $3000 за 1000 м3) является экстремальной и долго не продержится. Однако многие эксперты прогнозируют цену природного газа более чем на 100 Евро/МВт*ч (свыше $1000 за 1000 м3) по крайней мере на среднесрочный период.

Так, Национальный банк Украины прогнозирует, что среднегодовая цена природного газа на бирже ТТF в Нидерландах в 2022 году будет составлять $1314,5 за тыс. м3, в 2023 году — $1283,5 за тыс. м3, а в 2024 году — за $1007 тыс. м3.

Потенциал замещения природного газа отходами растениеводства

Соответственно, можно прогнозировать на среднесрочную перспективу стоимость природного газа по крайней мере в 10 раз выше уровня 2020 г.

Цена зерна пшеницы выросла за пять лет с $4,5 до 9 за бушель (в 2 раза). Цена зерна кукурузы – с $3,5 до 7 за бушель (в 2 раза).

То есть то, что мы покупаем (природный газ) выросло в цене в 10 раз, а то, что мы продаем – всего в 2 раза. Соответственно, маркетинговая ситуация изменилась радикально не в пользу Украины: в доход от продажи зерновых мы сможем покупать в 5 раз меньше природного газа.

То есть, для закупки 8-10 млрд м3/год природного газа по сегодняшним ценам в $3000 за 1000 м3 нам необходимо $24-30 млрд в год.

Соответственно, при экспорте 49 млн т зерновых культур при их средней стоимости в $300 т. Украина заработала бы на экспорте зерновых $14,7 млрд (достаточно, чтобы оплатить половину стоимости импортируемого газа).

Совершенно иная арифметика, чем была в 2020/21 г. Считаем, что такая ценовая конъюнктура не может не повлиять на поведение наших аграриев. И если отвечая на вопрос заглавия статьи они традиционно выбирали выращивание продовольствия, то сейчас ситуация может существенно измениться.

 

Цены на газ на голландской бирже TTF за последние 5 лет, Евро/МВт*ч

 

 

Цены на зерно пшеницы в ЕС за последние 5 лет, $/бушель

 

Цены на зерно кукурузы в ЕС за последние 5 лет, $/бушель
В ситуации высоких цен на энергию значительно возрастают перспективы выращивания в Украине энергетических культур (ива, тополь, мискантус, свечграсс) для использования в качестве топлива для производства тепловой и электрической энергии, а также выращивания силоса кукурузы как сырья для производства биометана.

Перспективы и барьеры для развития этого сектора подробно рассмотрены в статье. К сожалению, ситуация с момента публикации статьи практически не изменилась. Проекты законов 5227 и 5228 от 12.03.2021, направленные на развитие сектора, так и не рассмотрены Верховной Радой Украины.

Законопроект №5227 предусматривает определение термина "энергетические растения".

С определением связан также ряд других положений.

В частности, увеличение срока договора аренды земли для выращивания энергетических растений до 20 лет (сейчас максимум 7 лет). Обычно цикл плантаций энергетических растений составляет 20 и более лет, поэтому увеличение срока аренды будет способствовать обеспечению окупаемости таких проектов.

Кроме того, предлагается упростить аренду малопродуктивных земель для выращивания энергетических растений без проведения земельных торгов. Поскольку такие земли не пригодны для выращивания традиционных культур, традиционно конкуренция за них отсутствует, поэтому проводить торги неэффективно.

Другой законопроект №5228 предусматривает изменения в Налоговый кодекс Украины относительно арендной платы.

Предлагается ограничить максимальный размер арендной платы за малопродуктивные и деградированные земли, где выращиваются энергетические растения, до 5% нормативной денежной оценки (сейчас до 12%).

Такое ограничение исключит возможность непредсказуемого изменения арендной платы в течение срока аренды и положительно повлияет на экономические показатели проектов по выращиванию энергетических растений.

Считаем, что сейчас государству стало еще более выгодным дать толчок развитию этого направления и принять указанные проекты законов. А аграриям уже стало экономически выгодным заняться выращиванием энергетических растений в качестве бизнеса.

Сравним доход от различных альтернатив использования земли сельскохозяйственного назначения (см. таблицу ниже) .

Н Способ использования земли Средняя урожайность, т/га Средняя цена продажи на внутреннем рынке, Евро/т Доход, Евро/га
1 Выращивание пшеницы ч,65 160 щчч
2 Выращивание кукурузы на зерно ш 160 960
с Выращивание силоса кукурузы для производства биометана 24,с 40 972
ч Выращивание энергетических растений (ива, тополь) 18 60 1080

Как видим, доход с одного гектара при выращивании энергетических растений (как топлива) и силоса кукурузы (как сырья для производства биометана) по крайней мере не меньше среднего дохода при выращивании зерна пшеницы и кукурузы.

 

Считаем, что Украине нужно как можно быстрее разработать действенную и амбициозную программу выращивание и использование энергетических культур . Считаем это реальным и экономически обоснованным.

Такая программа способна внести значительный вклад в сокращение потребления природного газа в Украине, создание новых рабочих мест, улучшение экологии и декарбонизацию экономики государства.

Поэтому как можно быстрее рассмотрение и одобрение проектов законов 5227 и 5228 от 12.03.2021.

Их принятие заложит фундамент для развития в Украине мощного сектора выращивания энергетических растений с потенциалом для замещения природного газа до 8,9 млрд м3/год (при выращивании их на 2 млн га), потенциалом сокращения выбросов парниковых газов до 18 млн т СО2/год, положительным влиянием на макроэкономические показатели экономики Украины.