Уже сегодня нам всем нужно думать о восстановлении Украины после победы, привлечении международных инвестиций, экспертиз и практик в разные сектора экономики.

Фундаментом для этого должна стать реформированная область недропользования, которая сделает отрасль инвестиционно привлекательной, правила – четкими и прогнозируемыми, деятельность недропользователей – прозрачной и быстрой.

Это тот идеал, к которому мы все годы стремились и та задача, которая сейчас стоит перед нами и должна быть реализована. Именно поэтому, несмотря на удары агрессора, мы продолжаем реформы, начатые еще до войны.

Как известно, Украина является одним из ведущих минерально-сырьевых государств мира, у нас есть около 20 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Из 120 минералов и металлов, наиболее используемых человечеством, на территории нашей страны находится 117. Кроме того, украинские недра богаты значительным количеством топливных полезных ископаемых, добыча которых может укрепить энергетическую безопасность не только Украины, но и Европейского Союза, что особенно актуально сегодня.

Что именно предполагает масштабная реформа недропользования, предусмотренная законопроектом №4187 (доработанный), подготовленным Комитетом по вопросам экологической политики и природопользования ко второму чтению?

1. Защита национальных интересов

Граждане и резиденты страны-агрессора, а также находящиеся под санкциями и компании, существенную долю в которых имеют россияне, не смогут быть пользователями украинских недр.

2. Создание экономического паспорта

Украинцы получат право на получение части дохода от рентной платы за пользование недрами, размер и порядок получения средств будут устанавливаться отдельным законом.

3. Противодействие незаконной добыче

Введена методика, согласно которой органы контроля смогут рассчитывать размер нанесенного государству ущерба из-за самовольного использования недр.

4. Решение проблемы "спящих" лицензий

Установлена ​​плата за продление спецразрешения, если добыча была менее 5% от утвержденных запасов, а также запрещено продолжать действие, если добыча вообще не происходила или не превышала 1%.

5. Упрощение доступа к земельным участкам

Владельцы спецразрешений будут иметь возможность оперативнее получить в пользование земельный участок, что позволит ускорить разработку месторождений полезных ископаемых, а следовательно, и получение готовой продукции.

6. Свободное обращение специальных разрешений на пользование недрами

Разрешается покупка/продажа права пользования недрами, предусмотренного спецразрешениями, а также определен порядок свободного обращения спецразрешений для государственных предприятий.

7. Международные стандарты оценки запасов

При проведении экспертизы и оценки ресурсов/запасов полезных ископаемых недропользователи смогут использовать международные стандарты, в частности систему управления углеводородными ресурсами (PRMS), рамочную классификацию ископаемых энергетических и минеральных запасов и ресурсов (РКООН-2009), классификацию Комитета по международным стандартам полезных ископаемых (CRIRSCO) и т.д.

8. Диджитализация и упрощение доступа к геологической информации

Извлекатели смогут подавать документы и отчитываться о работе в электронной форме через е-кабинет недропользователя.

Доступ к геологическим данным будет осуществляться через единую государственную информационную систему пользования недрами, а также будет автоматизирован и упрощен расчет стоимости государственной геоинформации.

9. Упрощение разрешительных процедур

Вдвое уменьшен список документов, подаваемых в пакете на предоставление спецразрешений. Кроме того, отменен ряд архаических согласований, в том числе введение в действие протоколов ГКС, горный отвод (кроме шахт и рудников), согласование органами местного самоуправления для ископаемых местного значения и т.д.

10. Остановка и аннулирование спецразрешений

Остановка действия спецразрешений и/или аннулирования будет происходить в судебном порядке по иску Государственной службы геологии и недр Украины, а во внесудебном случае – из-за санкций и ряда оснований, не предусматривающих дискредитирующих полномочий Госгеонадр.

Прогрессивные новеллы законопроекта №4187 (доработанный) – это шаг государства навстречу бизнесу. Это также мощный сигнал нашим международным партнерам, что Украина придерживается евроинтеграционного курса и ни на шаг от него не отступит.

Мы и дальше будем адаптировать наше законодательство к европейскому, имплементируя лучшие мировые практики, опыт и экспертизу.

Реформа сферы недропользования – наш весомый вклад в будущее Украины и укрепление Европы.