Так называемая деиндустриализация - это, фактически, крест на долгосрочном будущем нашего государства и нашей экономики. Мы не можем жить в государстве, где купи-продай - это основной вид бизнеса, а ничего не производится. Украина уже попала в очень большую импортозависимость. Все эти темы мы очень активно обсуждаем на комитете экономического развития. Члены комитета понимают проблематику, но пока не совсем понятны выходы из ситуации. И действительно, здесь ваша вовлеченность и ваша коммуникация со стороны бизнеса, а какие выходы вы видите, она является крайне важной, в том числе и для какой-то там образовательной функции, народным депутатам говорить - смотрите, выходы есть, решение есть. Просто это, возможно, не те решения, которые на бумаге выглядят с хорошими пиар названиями, или простыми решениями. Да, простых решений не будет. Мы должны учитывать, в частности, и опыт Европейского Союза.

Я бы хотела немного отойти от очень опасного тезиса, что нас Евросоюз к чему-то принуждает. Нас приглашают к дискуссии, а что нам дальше делать, каким образом, какое место будет занимать Украина вообще в промышленной повестке Европейского Союза в процессе евроинтеграции нашего государства?

Здесь у украинских предприятий, у украинской промышленности (я хочу больше быть оптимистом), пожалуй, открываются огромные возможности. Ведь мы же видим и геоэкономическую ситуацию, которая меняется очень существенно сегодня в мире. И Китай, которому ищут очень активно альтернативу в мире. Поэтому, мы все эти процессы должны учитывать. К большому сожалению, пока мы от правительства не видим такой решительной заявленной позиции Украины в тех же самых переговорах по Green Deal, или по CBAM. Хотя, эта тема уже не то, что назрела, она перезрела. И чем более активную позицию будет занимать сегодня Украина, и чем больше будут представлены интересы украинской промышленности в этих переговорах, тем на лучшие результаты мы можем в конечном счете рассчитывать. И тем быстрее мы выполним ту экомодернизацию, к которой мы все так стремимся. Но, опять-таки, учитывая тот же опыт Европейского Союза, уже сейчас понятно, что вот такая карательная политика по навязыванию и постоянного повышения налога для промышленности, для предприятий - это путь исключительно к потере конкурентоспособности национальной экономики, или экономики Евросоюза.

Китай может загрязнять, как хочет, Россия может не выполнять никаких международных требований, а все цивилизованные страны поставили такие высокие планки экологических налогов, которые им уже сейчас не под силу.

К счастью, сейчас мы видим в Европейском Союзе дискуссию о том, что нужно этот переход ментальный все-таки осуществить - от карательной к стимулирующей модели. Причем, здесь нам на помощь приходит и научный мир, который уже давным-давно описал принципы циркулярной экономики, который сейчас занимается очень активно стандартизацией промышленного дизайна, цепей поставок и смотрит на то, чтобы их сделать короче, с меньшими нагрузками на экологию.

Видимо, нужно учиться и не повторять тех же ошибок, которые уже сделаны. Здесь я думаю, что одной государственной поддержкой не обойдешься. Тем более когда у нас начинается разговор о государственной поддержке, там у нас сразу возникают и коррупционная составляющая, хотя и в налоговой нагрузке в различных госорганах у нас она проявляется очень-очень ярко. А в первую очередь я бы сказала, что не мешать, а убедить промышленность инвестировать хоть какой-то процент от оборота. Пусть это будет не так много, но, чтобы мы своим европейским коллегам могли показать четкий путь, который мы будем проходить.

Им не нужно от нас слишком амбициозных целей. Они говорят - покажите нам, как вы туда придете, и главное выполняйте то, что пообещали. Потому что, мы постоянно берем на себя какие-то обязательства, хотим выглядеть очень красиво перед европейскими коллегами, но потом через несколько лет не выполняя эти обещания, которые мы на себя берем, мы теряем и кредит доверия политический, и кредит доверия инвестиционный. Потому что, если у нас правая рука не знает, что делает левая, если у нас министерство экологии говорит о скорейшем введении Green Deal, а другие части правительства не выполняют меморандум с генерацией ВИЭ, то у любого инвестора или политика в Брюсселе возникает немножко такой когнитивный диссонанс. Если честно, он возникает и у нас политиков. Потому что, объяснять это и бизнесу, и международным инвесторам, и даже части избирателей очень-очень сложно. Поэтому, я думаю, что в первую очередь мы должны говорить о последовательности, и о переходе к стимулирующему подходу в экологической политике.

Если у нас эти два принципа будут выполняться и будут в дальнейшем такими движущими силами экологической политики, то я уверена, что с вашей помощью, с помощью бизнеса, с помощью наших международных партнеров, которые готовы нам давать технологии и в тесном сотрудничестве мы таки сможем этой цели достичь.